Наша цель - защита ваших интересов эффективно и законными методами Представление интересов в экономических судах Беларуси Работа с клиентами со всего мира

Уплата государственной пошлины при обращении в хозяйственный суд (в вопросах и ответах)

Вопрос: Что следует указывать в назначении платежа при уплате государственной пошлины представителем лица, обращающегося в хозяйственный суд?

Ответ: Согласно п.3 постановления Пленума ВХС РБ от 27.05.2011 № 8 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства о государственной пошлине» (далее — постановление Пленума ВХС № 8) уплата государственной пошлины по объектам обложения государственной пошлиной в хозяйственных судах может осуществляться в т.ч. за счет средств плательщика его представителем на основании доверенности, содержащей полномочие на уплату государственной пошлины.

Платежные документы должны содержать сведения, подтверждающие уплату государственной пошлины именно по тому исковому заявлению, иному заявлению, жалобе, ходатайству, к которым платежный документ приложен.

В назначении платежа указывается: хозяйственный суд, в который подается исковое заявление, иное заявление, жалоба, ходатайство; наименование истца и ответчика (взыскателя и должника, заявителя и заинтересованного лица); требование по конкретному исковому заявлению, иному заявлению, жалобе, ходатайству (подп.5.2 п.5 постановления Пленума ВХС № 8).

Законодательство Республики Беларусь не содержит специальных требований относительно назначения платежа в случае уплаты государственной пошлины лицом, не в отношении которого совершается юридически значимое действие.

Таким образом, к документу, удостоверяющему уплату государственной пошлины, должны прилагаться и документы, на основании которых уплачивается государственная пошлина лицом, не в отношении которого совершается юридически значимое действие.

Вопрос: При обращении в суд в порядке приказного производства субъект хозяйствования был освобожден от уплаты государственной пошлины. Суд вынес определение о судебном приказе. В процессе рассмотрения заявления изменились ставки государственной пошлины.

В каком размере следует взыскивать с должника государственную пошлину в бюджет?

Ответ: Следует руководствоваться ставками государственной пошлины, действующими на момент вынесения определения о судебном приказе, поскольку обязанность ее уплаты в бюджет должником возникает только после вынесения данного определения.

Ставки государственной пошлины за подачу заявления о возбуждении приказного производства установлены п.4 приложения 16 к Налоговому кодексу РБ (далее — НК). В частности, при сумме взыскания до 100 базовых величин (далее — БВ) ставка государственной пошлины составляет 2 БВ (подп.4.1 п.4 приложения 16 к НК), а свыше 100 БВ — 5 БВ (подп.4.2 п.4 приложения 16 к НК).

Если взыскатель освобожден от государственной пошлины, то с должника, не освобожденного от государственной пошлины по делам (по судебным делам), подлежит взысканию в бюджет государственная пошлина по ставке исходя из суммы, на которую вынесено определение о судебном приказе (абзац 4 п.9 постановления Пленума ВХС № 8).

Вопрос: Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины по судебным делам в целом и при этом сторонами заключено мировое соглашение, как происходит распределение государственной пошлины?

Ответ: Согласно абзацу 2 подп.10.1 п.10 постановления Пленума ВХС № 8 при отказе в удовлетворении искового и иного заявления, жалобы, ходатайства государственная пошлина не взыскивается со стороны, освобожденной от уплаты государственной пошлины по делам (по судебным делам). В связи с этим государственная пошлина не может быть взыскана с освобожденной от ее уплаты по судебным делам в целом стороны, в данном случае с истца, в т.ч. и при заключении сторонами мирового соглашения.

В случае заключения мирового соглашения или соглашения о примирении стороной, освобожденной от государственной пошлины по делам (по судебным делам), подлежащая взысканию с другой стороны сумма государственной пошлины определяется как разница между суммой государственной пошлины, которая по общему правилу подлежала бы уплате по ставке, установленной приложением 16 к НК, и суммой государственной пошлины, которая по общему правилу подлежала бы возврату, с учетом применения положений части первой ст.133 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее — ХПК) (абзац 4 подп.10.21 п.10 постановления Пленума ВХС № 8).

Таким образом, для определения суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию со стороны, не освобожденной от уплаты государственной пошлины, необходимо:

1) вычислить, в каком размере подлежала бы возврату из бюджета сумма государственной пошлины в случае, если бы государственная пошлина подлежала уплате при обращении в хозяйственный суд;

2) вычесть получившуюся сумму из общей суммы государственной пошлины, которая бы подлежала уплате;

3) часть получившейся в п.2) суммы государственной пошлины взыскать с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Вопрос: Исходя из каких ставок подлежит взысканию государственная пошлина в республиканский бюджет с истца, если при подаче иска он был освобожден от уплаты государственной пошлины, но в иске ему было отказано?

Ответ: При обращении в общие суды, в т.ч. в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда РБ, хозяйственные суды, органы прокуратуры, государственная пошлина уплачивается до подачи искового заявления, заявления, жалобы (в т.ч. апелляционной, кассационной или надзорной) или ходатайства (подп.1.1 п.1 ст.251 НК).

Однако в силу положений ст.133 ХПК обязанность по уплате государственной пошлины может возникнуть не только при обращении в хозяйственный суд, но и по результатам рассмотрения данного обращения. Таким образом, государственная пошлина подлежит уплате по ставкам, действующим на момент возникновения обязанности по ее уплате.

Соответственно, в рамках подп.10.1 п.10 постановления Пленума ВХС № 8 разъясняется, что при отказе в удовлетворении искового и иного заявления, жалобы, ходатайства сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с истца, определяется по ставке приложения 16 к НК исходя из размера базовой величины, действующей на день вынесения судебного постановления, поскольку обязательство по уплате государственной пошлины возникло у истца как плательщика только по результатам рассмотрения дела (см. абзац 3 ст.248 НК).

Вопрос: Какими ставками государственной пошлины следует руководствоваться при подаче в хозяйственный суд апелляционной жалобы, если при подаче искового заявления государственная пошлина уплачивалась по ставкам, действовавшим до 31 января 2011 г.?

Ответ: Согласно подп.1.3 п.1 ст.249 НК объектами обложения государственной пошлиной признаются в т.ч. рассмотрение исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств, подаваемых в хозяйственные суды. Соответственно в рассматриваемой ситуации хозяйственным судом первой инстанции выполнено юридически значимое действие, за которое уплачивалась государственная пошлина. Жалоба на решение суда первой инстанции является иным, новым объектом обложения государственной пошлиной.

Государственная пошлина с апелляционных жалоб составляет 40 % ставки, установленной за подачу искового заявления (заявления, жалобы) (подп.5.1 п.5 приложения 16 к НК).

Так, в рамках подп.5.5 п.5 постановления Пленума ВХС № 8 разъясняется, что государственная пошлина за рассмотрение апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора подлежит уплате в размере, установленном п.5 приложения 16 к НК, исходя из размера БВ и ставок государственной пошлины с исковых и иных заявлений, действующих на момент поступления жалобы в хозяйственный суд, а при отправлении жалобы через отделение почтовой связи — на день ее отправления через отделение почтовой связи.

Таким образом, при подаче апелляционной жалобы в хозяйственный суд государственная пошлина подлежит уплате в размере 40 % установленной Законом РБ от 10.01.2011 № 241-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» ставки, в т.ч. и в ситуации, когда государственная пошлина за подачу искового заявления уплачивалась по ставкам, действовавшим до вступления в силу указанного Закона, т.е. до 31 января 2011 г.

Вопрос: Подлежит ли взысканию государственная пошлина на основании части третьей п.2 и п.3 ст.254 НК со стороны, добровольно не исполнившей соглашение о примирении, предполагавшее признание иска?

Ответ: При заключении соглашения о примирении стороны могут предусмотреть в нем заключение между сторонами мирового соглашения в порядке, установленном главой 10 ХПК, отказ истца от иска в целом или его части, признание ответчиком иска в целом или его части, заключение между сторонами нового договора (часть вторая ст.157 ХПК).

В случае уплаты государственной пошлины в соответствии с п.7 ст.250 НК и при неисполнении добровольно мирового соглашения, заключенного в примирительной процедуре, хозяйственным судом со стороны, не исполнившей мировое соглашение, взыскивается в бюджет сумма государственной пошлины в размере, установленном п.7 ст.250 НК (часть третья п.2 ст.254 НК).

Сумма государственной пошлины, возвращенная истцу в соответствии с подп.2.1.4 либо подп.2.3 п.2 ст.259 НК, взыскивается хозяйственным судом в бюджет со стороны, не исполнившей добровольно мировое соглашение (п.3 ст.259 НК).

Таким образом, на основании пп.2 и 3 ст.254 НК государственная пошлина подлежит взысканию только в случае заключения мирового соглашения как одной из форм соглашения о примирении либо заключения мирового соглашения вне примирительной процедуры в порядке, предусмотренном главой 10 ХПК. При этом следует учитывать, что основное отличие мирового соглашения от признания иска состоит в том, что первое предполагает взаимные уступки сторон. В ситуации, если признание иска будет фактически, исходя из своего содержания, являться мировым соглашением, государственная пошлина может быть взыскана в бюджет.

Вопрос: Подлежит ли доплате государственная пошлина в случае, если ее ставка увеличилась после того, как исковое заявление было подано в хозяйственный суд?

Ответ: Нет, не подлежит.

Государственная пошлина уплачивается плательщиком (иным обязанным лицом) по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день его обращения за совершением юридически значимых действий (часть первая п.2 ст.251 НК).

Если ставка государственной пошлины установлена в базовых величинах либо размер государственной пошлины зависит от курса иностранной валюты, то доплата государственной пошлины не производится в случае изменения ставки государственной пошлины и (или) размера базовой величины либо курса иностранной валюты во время рассмотрения искового заявления, иного заявления, жалобы, ходатайства (подп.5.4 п.5 постановления Пленума ВХС № 8).

В случае изменения ставки государственной пошлины и (или) размера базовой величины во время рассмотрения искового заявления, заявления, жалобы, ходатайства доплата государственной пошлины не производится (часть третья п.2 ст.251 НК).

Исходя из судебной практики государственная пошлина не подлежит доплате и в случае изменения ставок до возбуждения производства по делу в порядке ст.161 ХПК, но после подачи искового заявления в хозяйственный суд.

Вопрос: На кого относятся расходы по уплате государственной пошлины в случае, если после возбуждения производства по делу ответчик удовлетворит требования истца в полном объеме, а истец не заявит об отказе от иска?

Ответ: Судебные расходы распределяются между истцом и ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть первая ст.133 ХПК).

Исходя из подп.10.7 п.10 постановления Пленума ВХС № 8 при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в хозяйственный суд и вынесения определения о возбуждении производства по делу с ответчика взыскиваются понесенные им расходы по уплате государственной пошлины, если истцом не заявлен отказ от иска в целом или в части, поскольку ответчик является стороной, виновной в возникновении спора.

Вопрос: Чем подтверждается факт уплаты государственной пошлины при обращении в хозяйственный суд?

Ответ: Факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежного поручения, экземпляром платежного поручения, составленным на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежного поручения, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя (часть вторая п.4 ст.251 НК).

Таким образом, подтверждением уплаты государственной пошлины является экземпляр платежного поручения как в случае осуществления этого платежа с использованием электронных программных средств, так и в ситуации уплаты государственной пошлины со счета плательщика без их использования. Следует обратить внимание, что в обоих случаях обязательным является указание в отметке банка даты исполнения платежного поручения (даты платежа), проставление оригинального (т.е. не копии) штампа банка и подписи ответственного исполнителя.

Необходимость заверения платежного поручения предусмотрена также в Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66. Так, на основании части третьей п.15 названной Инструкции, а также приложения 10 к данной Инструкции при обращении в хозяйственный суд плательщик должен представить платежное поручение, содержащее штамп банка, дату исполнения платежного поручения и подпись ответственного исполнителя банка.

Следует также учитывать и некоторые новые требования к указанию назначения платежа. Согласно абзацу 2 подп.5.2 п.5 постановления Пленума ВХС № 8 в назначении платежа указываются: хозяйственный суд, в который подается исковое заявление, иное заявление, жалоба, ходатайство; наименование истца и ответчика (взыскателя и должника, заявителя и заинтересованного лица); требование по конкретному исковому заявлению, иному заявлению, жалобе, ходатайству.

Вопрос: Каков порядок определения размера подлежащей взысканию государственной пошлины в случае неисполнения добровольно мирового соглашения, заключенного в примирительной процедуре, когда государственная пошлина уплачивалась в порядке, предусмотренном п.7 ст.250 НК?

Ответ: В случае уплаты государственной пошлины в соответствии с п.7 ст.250 НК и при неисполнении добровольно мирового соглашения, заключенного в примирительной процедуре, хозяйственным судом со стороны, не исполнившей мировое соглашение, взыскивается в бюджет сумма государственной пошлины в размере, установленном п.7 ст.250 НК (часть третья п.2 ст.254 НК).

Нормой части третьей п.2 ст.254 НК не установлено ее распространение только на случаи неисполнения мировых соглашений, заключенных относительно всех требований, либо только части, как и не конкретизируется, влечет ли частичное неисполнение мирового соглашения взыскание государственной пошлины в бюджет.

Подпунктом 6.7 п.6 постановления Пленума ВХС № 8, принятого в т.ч. в целях разъяснений новых положений налогового законодательства, зависимость наступления последствий в виде взыскания пошлины в бюджет от объема неисполненного обязательства по мировому соглашению также не устанавливается.

Соответственно, сумма государственной пошлины в размере, установленном п.7 ст.250 НК, подлежит взысканию в бюджет во всех случаях неисполнения мирового соглашения, заключенного в примирительной процедуре.

Вопрос: Каков порядок расчета государственной пошлины при недостижении примирения в примирительной процедуре в хозяйственном суде по всем или отдельным требованиям и продолжении производства по делу?

Ответ: При недостижении примирения в примирительной процедуре в хозяйственном суде по всем или отдельным требованиям и продолжении производства по делу государственная пошлина уплачивается истцом в размере, установленном НК, исходя из суммы заявленных требований, подлежащих рассмотрению в хозяйственном суде. При этом учитывается сумма государственной пошлины, уплаченная истцом при подаче искового заявления в соответствии с п.7 ст.250 НК (часть первая п.2 ст.254 НК).

В то же время подп.6.6 п.6 постановления Пленума ВХС № 8 конкретизируется, что при недостижении примирения по всем или отдельным требованиям, оплаченным государственной пошлиной по ставке, установленной п.7 ст.250 НК (50 % от ставки, установленной в приложении 16 к НК), и продолжении производства по делу государственная пошлина доплачивается истцом исходя из суммы требований, подлежащих рассмотрению в порядке искового производства (п.2 ст.254 НК).

Подлежащая доплате сумма государственной пошлины определяется как разница между суммой государственной пошлины, подлежащей уплате по ставке, установленной приложением 16 к НК, и фактически уплаченной суммой государственной пошлины при подаче искового заявления.

Пример

Сумма заявленных исковых требований составляет 30 000 000 руб.

Поскольку к исковому заявлению было приложено согласованное сторонами ходатайство о проведении примирительной процедуры, государственная пошлина была уплачена в размере 50 % от предусмотренной ставки на основании п.7 ст.250 НК, т.е. 750 000 руб. (30 000 000 руб. x 5 % / 2).

Стороны достигли соглашения относительно 10 000 000 руб. из 30 000 000 руб. Соответственно в отношении 20 000 000 руб. продолжается производство по делу.

Государственная пошлина от 20 000 000 руб. составляет 1 000 000 руб. (исходя из ставки государственной пошлины, предусмотренной подп.1.2 п.1 приложения 16 к НК, т.е. 5 %).

В данном случае при расчете государственной пошлины учитывается сумма государственной пошлины, уплаченная истцом при подаче искового заявления в соответствии с п.7 ст.250 НК, следовательно, получится 250 000 руб. (1 000 000 руб. — 750 000 руб.).

В ситуации, если размер государственной пошлины, уплаченной в соответствии с п.7 ст.250 НК при подаче искового заявления с приложенным ходатайством о проведении примирительной процедуры, превышает размер государственной пошлины, подлежащей уплате в соответствии с частью первой п.2 ст.254 НК, возврат государственной пошлины не производится (часть вторая п.2 ст.254 НК).

Так, если стороны достигли соглашения в отношении 20 000 000 руб. из 30 000 000 руб., то в отношении 10 000 000 руб. продолжается по делу. Государственная пошлина от 10 000 000 руб. составляет 525 000 руб. (применяется ставка, равная 15 БВ, поскольку подп.1.2 п.1 приложения 16 к НК предусмотрена ставка государственной пошлины, составляющая 5 % от цены иска, но не менее суммы, предусмотренной в подп.1.1 п.1 приложения 16 к НК, т.е. 15 БВ — 525 000 руб.). Однако размер государственной пошлины, уплаченной в соответствии с п.7 ст.250 НК, превышает 525 000 руб. (она составляет 750 000 руб.). Следовательно, государственная пошлина в данной ситуации не подлежит доплате, а уплаченная часть пошлины — возврату.

Вопрос: Могут ли быть взысканы расходы по государственной пошлине с организации, которой отказано в иске о взыскании сумм в возмещение вреда, убытков, причиненных правонарушениями лесному, охотничьему хозяйствам, финансируемым за счет республиканского бюджета, по результатам рассмотрения дела?

Ответ: Под термином «расходы по уплате государственной пошлины» понимаются расходы, понесенные лицом в связи с уплатой государственной пошлины при обращении в хозяйственный суд. Расходы по уплате государственной пошлины распределяются между истцом и ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных требований на основании части первой ст.133 ХПК.

Применительно к описанной ситуации в случае отказа в иске истцу, освобожденному в соответствии с подп.1.1.6 п.1 ст.257 НК от уплаты государственной пошлины по искам о взыскании сумм в возмещение вреда, убытков, причиненных правонарушениями лесному, охотничьему хозяйствам, финансируемым за счет республиканского бюджета, а также неустоек (штрафов, пеней) за нарушение законодательства об использовании, охране и защите лесов, правомерно ставить вопрос не о взыскании расходов по уплате, а непосредственно государственной пошлины в доход республиканского бюджета.

В соответствии с частью пятой ст.133 ХПК при отказе в удовлетворении иска издержки, понесенные хозяйственным судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскиваются с истца.

Исходя из подп.7.2 п.7 постановления Пленума ВХС № 8 в случае отказа в иске государственная пошлина не взыскивается только с плательщиков, для которых установлено освобождение от государственной пошлины по делам (по судебным делам).

Таким образом, с истца, которому отказано в удовлетворении иска, освобожденного от уплаты государственной пошлины по указанной выше категории исков, но не освобожденного от уплаты государственной пошлины по судебным делам в целом, государственная пошлина будет взыскана в доход республиканского бюджета.

Вопрос: Следует ли нерезиденту Республики Беларусь обращаться в инспекцию Министерства по налогам и сборам РБ (далее — ИМНС) по г.Минску для целей получения справки о зачислении государственной пошлины в республиканский бюджет при обращении в хозяйственный суд?

Ответ: Подтверждением фактического зачисления в республиканский бюджет государственной пошлины, уплаченной плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, является справка ИМНС по г.Минску, которая направляется в специально уполномоченный государственный орган, иную уполномоченную организацию, должностному лицу или частному нотариусу, взимающим государственную пошлину, в течение 5 рабочих дней после зачисления государственной пошлины в бюджет (часть вторая п.5 ст.251 НК).

Согласно абзацу 5 подп.5.2 п.5 постановления Пленума ВХС № 8 если по объектам обложения государственной пошлиной в хозяйственных судах государственная пошлина уплачена плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, то подтверждением фактического зачисления в республиканский бюджет государственной пошлины является справка ИМНС по г.Минску, которая направляется в хозяйственный суд в течение 5 рабочих дней после зачисления государственной пошлины в бюджет (часть вторая п.5 ст.251 НК). В случае если на день поступления искового заявления, иного заявления, жалобы, ходатайства справка в хозяйственный суд не поступила, то данное обстоятельство является основанием для оставления искового заявления без движения (ст.162 ХПК) для направления запроса в ИМНС г.Минска о подтверждении зачисления государственной пошлины в бюджет.

Применительно к вопросу обращения в хозяйственный суд устоявшаяся практика предполагает направление ИМНС по г.Минску справки без какого-либо обращения субъекта либо хозяйственного суда на основании получаемой инспекцией информации о соответствующих поступивших платежах из государственного казначейства.

Однако практика также показывает, что при наличии неясностей в назначении платежа справка может быть не направлена инспекцией до разрешения возникших вопросов.

Вопрос: Какие ставки государственной пошлины подлежат применению в случае обжалования решений (постановлений) судов при изначальной уплате государственной пошлины на основании Соглашения о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24.12.1993 (далее — Соглашение)?

Ответ: При подаче апелляционных жалоб на судебные постановления хозяйственных судов по искам (заявлениям) хозяйствующих субъектов, находящихся на территории разных государств — участников Содружества Независимых Государств, уплативших государственную пошлину в соответствии с Протоколом от 01.06.2001 к Соглашению, уплачивают государственную пошлину в размере 40 % от ставки по неимущественным спорам или от ставки, исчисленной от оспариваемой суммы, по имущественным спорам, а при подаче кассационных жалоб или жалоб в порядке надзора — в размере 80 % от соответствующих ставок. При этом размер государственной пошлины необходимо исчислять в процентном отношении от ставок, установленных в Протоколе от 01.06.2001 к Соглашению (подп.5.3 п.5 постановления Пленума ВХС № 8).

При подаче апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора на судебные постановления хозяйственных судов по искам (заявлениям) хозяйствующих субъектов, находящихся на территории разных государств — участников Содружества Независимых Государств, для которых Соглашение действует в первоначальной редакции, государственная пошлина уплачивается в соответствующем процентном отношении исходя из ставок, предусмотренных в ст.2 Соглашения.

Следовательно, в рамках описанной выше ситуации ставка государственной пошлины рассчитывается как произведение соответствующих ставок, предусмотренных в Соглашении либо в Протоколе от 01.06.2001 к нему, и ставок, указанных в подп.5.1 и 5.2 п.5 приложения 16 к НК.

Вопрос: Если в процессе рассмотрения дела суд принял решение об уменьшении неустойки, будут ли распределены расходы по государственной пошлине между истцом и ответчиком пропорционально данному уменьшению?

Ответ: Суд вправе уменьшить неустойку согласно части первой ст.314 Гражданского кодекса РБ (далее — ГК), если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Однако на случаи уменьшения судом неустойки правило о пропорциональном удовлетворенным требованиям распределении судебных расходов, закрепленное частью первой ст.133 ХПК, не распространяется.

Исходя из судебной практики при уменьшении хозяйственным судом размера неустойки на основании ст.314 ГК расходы истца по пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения. Данная судебная практика нашла свое отражение в подп.10.16 п.10 постановления Пленума ВХС № 8.

Вопрос: Необходимо ли уплачивать государственную пошлину и в каком размере при обжаловании административного постановления в части конфискации, учитывая, что основной вид взыскания (штраф) в хозяйственный суд не обжалуется?

Ответ: При обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях о наложении основного и дополнительного административных взысканий государственная пошлина исчисляется по ставке, установленной для основного взыскания (абзац 17 ст.254 НК).

Однако в рассматриваемом случае обжалуется только дополнительный вид взыскания — конфискация. В этой связи правило, закрепленное в абзаце 17 ст.254 НК, о неучете дополнительного взыскания при расчете суммы государственной пошлины не действует.

Неуплата государственной пошлины при обращении в хозяйственный суд может быть только в случаях, предусмотренных ст.257 НК. Учитывая, что ст.257 НК каких-либо льгот при подаче жалобы о конфискации по делу об административном правонарушении не предусматривается, государственная пошлина подлежит уплате по ставке, предусмотренной подп.6.2 п.6 приложения 16 к НК, в размере 1 БВ.

Так, в соответствии с абзацем 2 подп.6.5 п.6 постановления Пленума ВХС № 8 за рассмотрение жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях только в части наложения дополнительного административного взыскания (например, конфискации) государственная пошлина уплачивается по ставке, установленной подп.6.2 п.6 приложения 16 к НК.

Вопрос: При заключении мирового соглашения ответчик взял на себя обязательства по компенсации понесенных истцом расходов по уплате государственной пошлины.

Подлежит ли взысканию в данной ситуации и в какой части государственная пошлина по результатам рассмотрения дела с ответчика в республиканский бюджет?

Ответ: Государственная пошлина взыскивается с ответчика в доход республиканского бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если истец освобожден от ее уплаты (часть вторая ст.133 ХПК).

Учитывая, что истцом были понесены расходы по уплате государственной пошлины, правомерно говорить только об их компенсации без каких-либо платежей в бюджет.

В случае заключения мирового соглашения судебные расходы по делу погашаются по соглашению сторон либо в соответствии с частью первой ст.133 ХПК, т.е. пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть четвертая ст.133 ХПК).

Следует обратить внимание, что подп.2.3 п.2 ст.259 НК предписывает возврат 25 % государственной пошлины при достижении мирового соглашения по всем требованиям в целом вне зависимости от условий погашения судебных расходов данного мирового соглашения.

Согласно подп.10.21 п.10 постановления Пленума ВХС № 8 в случае заключения мирового соглашения или соглашения о примирении ответчик вправе компенсировать расходы истца по уплате государственной пошлины только в части, не возращенной из бюджета.

Вопрос: В каком порядке производится расчет государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на решение хозяйственного суда по заявлению о признании недействительным акта государственного органа?

Ответ: В соответствии с п.2 приложения 16 к НК за рассмотрение заявлений о признании недействительным полностью либо частично акта органа государственного управления или иных органов, не имеющих нормативного характера, установлена ставка государственной пошлины в размере:

- 20 БВ при подаче заявления в Высший Хозяйственный Суд РБ (далее — ВХС РБ);

- 10 БВ при подаче заявления в иной хозяйственный суд;

- 5 БВ при подаче заявления индивидуальным предпринимателем.

Так, в случае обращения юридического лица с заявлением о признании недействительным полностью либо частично акта органа государственного управления ставка государственной пошлины зависит от уровня судебной инстанции. Однако, несмотря на то что хозяйственным судом кассационной инстанции является Кассационная коллегия ВХС РБ (часть первая ст.283 ХПК), государственная пошлина при подаче кассационной жалобы рассчитывается не исходя из того, какой хозяйственный суд является судом кассационной инстанции, а на основании того, какой хозяйственный суд рассматривал заявление по первой инстанции.

В ситуации, если заявление по первой инстанции рассматривалось ВХС РБ, то государственная пошлина за подачу кассационной жалобы составит в соответствии с подп.5.2 п.5 приложения 16 к НК 80 % от 20 БВ, т.е. 560 000 руб. (20 x 35 000 руб. (размер базовой величины на момент написания материала) x 80 %).

Если по первой инстанции заявление рассматривалось хозяйственным судом области или г.Минска, то государственная пошлина за подачу кассационной жалобы составит 80 % от 10 БВ, т.е. 280 000 руб. (10 x 35 000 руб. (размер базовой величины на момент написания материала) x 80 %).

При подаче заявления индивидуальным предпринимателем государственная пошлина уплачивается в размере 5 БВ вне зависимости от уровня судебной инстанции. Ставка государственной пошлины за подачу кассационной жалобы составит на основании подп.5.2 п.5 приложения 16 к НК 80 % от ставки, установленной за подачу заявления, т.е. 140 000 руб. (5 x 35 000 руб. (размер базовой величины на момент написания материала) x 80 %).

15.08.2011 г.

Владимир Абрамович, кандидат юридических наук, экономический советник Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Об авторе

Владимир Абрамович Адвокат в Минске Абрамович Владимир Александрович. Юридическая помощь: корректировка таможенной стоимости. Защита прав и представление интересов в экономических судах Беларуси. Признание и приведение в исполнение постановлений судов иностранных государств на территории Республики Беларусь.


Обратите внимание также на следующие статьи:

Rating All.BY