Мной как адвокатом оказывается полный комплекс юридической помощи при доказывании таможенной стоимости: консультирование по вопросам доказывания таможенной стоимости, подготовка обращений и жалоб в таможенные органы по вопросам доказывания таможенной стоимости, оценка обоснованности позиции клиента, обжалование решений, ведущих к корректировке таможенной стоимости.
Проблема, с которой сталкивается субъект хозяйствования, обычно следующая. Ввозится в Республику Беларусь товар, который затем помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (раньше называлась выпуском в свободное обращение). Представитель таможенного органа сообщает, что сработала система управления рисками или что цены по внешнеэкономическим сделкам по аналогичным товарам выше, чем заявленная таможенная стоимость, и предлагается заявленную стоимость ввозимого товара подтвердить путем представления дополнительного комплекта документов.
Данный комплект указывается в так называемом требовании о предоставлении документов (раньше «называлось решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости»).
При этом товар выпускается только при условии внесения обеспечительных платежей, которые, в случае неподтверждения заявленной стоимости товара, зачисляются в бюджет как дополнительные таможенные платежи после корректировки таможенной стоимости. При успешном доказывании (подтверждении) таможенной стоимости, данные обеспечительные платежи подлежат возврату субъекту хозяйствования или зачету в счет уплаты будущих таможенных платежей.
Смысл юридической помощи адвоката заключается в том, чтобы помочь предприятию правильно собрать документы для доказательства своей заявленной таможенной стоимости, как следствие, ее принятия таможенным органом.
Как правило, таможенным органом затребуются такие документы, как экспортные декларации стран происхождения и отправления, а также транзитные декларации, другие документы. Задача адвоката состоит в том, чтобы разъяснить, к примеру, особенности их заверки в той или иной стране, их содержание.
В требованиях таможенного органа также фигурирует калькуляция производства ввозимого товара. При этом адвокат разъяснит, что делать в ситуации невозможности ее представления по тем или иным причинам, а при наличии такой возможности – какие конкретно статьи затрат должны быть в ней отражены, каково должно быть содержание данного документа в принципе.
Выше рассмотрены лишь несколько видов затребованных документов для примера. Обычно перечень дополнительно запрошенных сведений составляет более десятка пунктов. По результатам консультаций по каждому из них, в итоге субъектом хозяйствования готовится необходимый комплект документов, подлежащий подаче в таможню.
На сегодняшний день накоплен положительный опыт доказывания таможенной стоимости и недопущения корректировки таможенной стоимости весьма обширного ассортимента товаров: запчасти для автомобилей, включая автомобильные шины и сами автомобили; фрукты и овощи, строительные материалы и строительная техника, отопительное оборудование, стекла, витражи и зеркала, химические материалы, дренажные системы, системы полива, садовые аксессуары и садовая мебель, бумага, климатическое оборудование, металл и изделия из металла, домашняя мебель, спортинвентарь, товары для офисов, декоративные растения: комнатные и уличные, хвойные и лиственные; лечебная кристаллическая соль, станки для производства, ламинат, сантехника, обувь и пр.
Исходя из стран отправления наш опыт охватывает Китай, США, значительную часть Европы и в особенности Германию, Словакию, Австрию, Польшу, Литву, Нидерланды, Венгрию, Испанию, Италию, Португалию; Израиль, Индонезию, Корею, Турцию и др.
Нами была доказана таможенная стоимость по сотням случаев и это вполне реально. Однако важно понимать, что эффективность этого мероприятия зависит не только от грамотности адвоката, но и желания доверителя заниматься доказыванием таможенной стоимости, а также готовности его иностранных поставщиков предоставить те или иные необходимые документы.
Также многое зависит от субъективной оценки представителей таможенных органов предоставленных в подтверждение таможенной стоимости документов. Здесь следует привести пример из адвокатской практики.
Таможенный орган, получив документы в подтверждение таможенной стоимости, не принял ее и вынес решение о корректировке таможенной стоимости (КТС), сославшись на следующее.
1) Не представлена калькуляция фирмы-изготовителя на оцениваемый товар либо иной документ, содержащий бухгалтерский расчет затрат на производство и сбыт единицы изделия, а также на осуществление работ и услуг.
2) Не предоставлены документы, подтверждающие соответствие заявленного уровня цены товара среднему уровню стоимости рассматриваемой отрасли в рассматриваемый период, а в случае несоответствия – подтверждение объективных причин такого несоответствия.
Вместе с тем, мы подали жалобу в Государственный таможенный комитет, в которой отметили, что заявителем при представлении документов в адрес таможенного органа представлялись пояснения, согласно которым калькуляция не может быть представлена в адрес третьих лиц, по причине коммерческой тайны, а также неиспользования такого рода документа в коммерческой практике. Эти пояснения сопровождались документальным подтверждением – письмом от поставщика и одновременно производителя поставленного товара.
Также в рамках сопроводительного письма сообщалось, что заявитель не может представить документы, которые не относятся к партии оцениваемого товара, а отражают соответствие его цены среднему уровню стоимости таких товаров в рассматриваемой отрасли. Причиной непредставления являлась их необнаружение по результатам поисков.
С точки зрения законодательства, непредставление декларантом документов по независящим от него причинам или не имеющих отношения к партии оцениваемого товара не является основанием для корректировки таможенной стоимости. В частности, об этом прямо указано в статье 94 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании», а также в пункте 10 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42.
Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь была удовлетворена наша жалоба и решение, ведущее к корректировке таможенной стоимости, было отменено.
Абрамович Владимир Александрович, кандидат юридических наук, адвокат, специализирующийся, в том числе на оказании юридической помощи по таможенным делам, делам об административных таможенных правонарушениях, вопросам интеллектуальной собственности, экономическим (хозяйственным) спорам и вопросам.