Наша цель - защита ваших интересов эффективно и законными методами Представление интересов в экономических судах Беларуси Работа с клиентами со всего мира

Определение размера государственной пошлины при заключении мирового соглашения, в том числе в примирительной процедуре

На сегодняшний день мировое соглашение, заключаемое в рамках примирительной процедуры, — прогрессивная форма правосудия, основанного на согласии сторон. Законом РБ от 10.01.2011 № 241-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» были введены дополнительные льготы для лиц, желающих разрешить спор на основании соглашения, наряду с санкциями за неисполнение достигнутых договоренностей.

При подаче искового заявления одновременно с согласованным сторонами ходатайством о назначении примирителя уплата государственной пошлины осуществляется в размере 50 % от установленной ставки (п.7 ст.250 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее — НК)). В случае уплаты государственной пошлины в таком порядке и заключении соглашения о примирении (как в целом, так и в части) государственная пошлина не возвращается.

Согласно части первой п.2 ст.254 Особенной части НК при продолжении производства по делу в случае недостижения примирения по всем или отдельным требованиям государственная пошлина уплачивается истцом в установленном размере исходя из суммы заявленных требований, подлежащих рассмотрению в хозяйственном суде. При этом учитывается сумма государственной пошлины, уплаченная истцом при подаче искового заявления в соответствии с п.7 ст.250 Особенной части НК. Соответственно сумма государственной пошлины, уплаченная в размере 50 % от установленной ставки, учитывается независимо от того, рассматриваются ли требования в полном объеме либо в части.

Если размер государственной пошлины, уплаченной в описанном выше порядке (50 % от установленной ставки), превысит размер государственной пошлины, которую необходимо уплатить истцу для дальнейшего рассмотрения хозяйственным судом его требований, по которым не достигнуто примирение, возврат государственной пошлины не производится (часть вторая п.2 ст.254 Особенной части НК).

Сумма государственной пошлины, возвращенная истцу в соответствии с подп.2.1.4 либо подп.2.3 п.2 ст.259 Особенной части НК, взыскивается хозяйственным судом в бюджет со стороны, не исполнившей добровольно мировое соглашение (п.3 ст.254 Особенной части НК).

Сумма государственной пошлины в установленном НК размере взыскивается в бюджет в любом случае неисполнения мирового соглашения (в целом либо в части).

Так, размер подлежащей взысканию суммы государственной пошлины устанавливается в зависимости от порядка уплаты государственной пошлины при обращении с иском в хозяйственный суд. Если государственная пошлина была уплачена в размере 50 % от установленной ставки на основании п.7 ст.250 Особенной части НК, хозяйственным судом взыскивается в бюджет сумма государственной пошлины в таком же размере. В ситуации, если государственная пошлина уплачена в полном размере и при заключении мирового соглашения истцу была возвращена определенная часть государственной пошлины на основании подп.2.1.4 или подп.2.3 п.2 ст.259 Особенной части НК, в бюджет взыскивается сумма государственной пошлины в размере, в котором она была возвращена истцу.

В соответствии с частью первой ст.121 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее — ХПК) мировым соглашением является соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок.

Соответственно в случае избрания сторонами иного способа примирения, нежели мировое соглашение, к примеру признание иска, взыскание государственной пошлины не производится.

На практике возникают ситуации, когда не всегда ясно, как применять предусмотренный нормами НК порядок возврата государственной пошлины. В случае если истец освобожден от уплаты госпошлины по судебным делам в целом и при этом сторонами заключено мировое соглашение, как происходит распределение госпошлины? Порядок разрешения этой ситуации с правовой точки зрения заключается в следующем.

Согласно п.5 постановления Пленума ВХС РБ от 28.10.2005 № 23 «О применении хозяйственными судами законодательства Республики Беларусь о государственной пошлине» государственная пошлина подлежит взысканию с истца, освобожденного в установленном порядке от ее уплаты за подачу исковых заявлений, в случае отказа ему в иске, за исключением случаев, когда истец освобожден от уплаты пошлины по судебным делам в целом.

В этой связи государственная пошлина не может быть взыскана с освобожденной от ее уплаты по судебным делам в целом стороны, в данном случае с истца, в т.ч. и при заключении им мирового соглашения.

Учитывая, что частью второй ст.133 ХПК предусматривается взыскание государственной пошлины, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, с ответчика в доход республиканского бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от ее уплаты, госпошлина взыскивается пропорционально размеру удовлетворенных по условиям мирового соглашения требований, причем за вычетом 25-процентного возврата от суммы уплаченной государственной пошлины из бюджета (или 50-процентном при заключении соглашения в примирительной процедуре), который был бы произведен в случае, если бы истец не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

При заключении мирового соглашения как в рамках примирительной процедуры, так и вне ее данный возврат следует учитывать даже в ситуации, если он не производится, поскольку исходя из подп.2.1.4, 2.3 п.2 ст.259 Особенной части НК в бюджете после заключения мирового соглашения фактически должна оказаться государственная пошлина за вычетом суммы от 25 % и 50 % соответственно. Иной подход нарушал бы право ответчика: он должен был бы уплачивать государственную пошлину пропорционально удовлетворенным требованиям исходя из 100 % ее суммы, хотя НК приведенной выше нормой предусмотрел для него определенную льготу — уплачивать государственную пошлину либо компенсировать расходы по ее уплате в размере от 75 % и 50 % соответственно.

Однако данное правило не распространяется на случаи, когда истец освобожден от уплаты государственной пошлины только при подаче искового заявления: в этом случае уплата государственной пошлины происходит пропорционально размеру удовлетворенных требований либо по соглашению сторон. При этом следует учитывать, что распределению подлежат соответственно от 75 % от подлежавшей уплате государственной пошлины и от 50 % при достижении мирового соглашения в примирительной процедуре.

Следует отметить, что мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процесса (часть вторая ст.121 ХПК), однако это не всегда означает соответствующий возврат государственной пошлины. Так, государственная пошлина возвращена не будет, если мировое соглашение заключено на стадии исполнительного производства.

В соответствии с подп.2.3 п.2 ст.259 Особенной части НК возврату подлежит 25 % уплаченной государственной пошлины в случае, если при рассмотрении хозяйственного спора сторонами заключено мировое соглашение по всем заявленным требованиям в целом.

Учитывая, что хозяйственный спор фактически судом уже рассмотрен, на стадии исполнительного производства возврат 25 % суммы уплаченной государственной пошлины, таким образом, не может быть произведен.

У субъектов хозяйствования часто возникает вопрос о возможности возврата государственной пошлины, в т.ч. по всем судебным инстанциям, предшествовавшим инстанции, в которой заключено мировое соглашение. К примеру, если мировое соглашение было заключено в кассационной инстанции, следует ли производить возврат части уплаченной государственной пошлины при обращении в первую и апелляционную инстанцию?

Практика хозяйственных судов по данному вопросу единообразна и исходит из экономической сущности государственной пошлины. В соответствии с п.2 ст.6 Общей части НК сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их юридически значимых действий.

Следовательно, поскольку в первой и апелляционной инстанции спор был рассмотрен по существу, хозяйственным судом были фактически совершены юридически значимые действия, за которые государственная пошлина поступила в бюджет.

В этой связи плательщику производится на основании подп.2.3 п.2 ст.259 Особенной части НК возврат 25 % государственной пошлины, уплаченной при обращении только в ту судебную инстанцию, в которой утверждено мировое соглашение.

Особо актуален вопрос на сегодняшний день о пределах компенсации расходов по уплате государственной пошлины при заключении мирового соглашения.

В случае заключения мирового соглашения судебные расходы по делу погашаются по соглашению сторон либо в соответствии с частью первой ст.133 ХПК (часть четвертая ст.133 ХПК).

Стороны могут достигнуть соглашения о компенсации ответчиком расходов по уплате государственной пошлины в части, не возвращенной из бюджета, поскольку размер компенсации расходов по уплате государственной пошлины при обращении в хозяйственный суд не должен превышать размер фактически уплаченной государственной пошлины, и ст.133 ХПК по сути определена необходимость компенсации только понесенных судебных расходов.

Возникающая же разница не является компенсацией расходов по уплате государственной пошлины и уплачивается, таким образом, безосновательно.

Компенсация расходов по государственной пошлине в большем размере влечет неосновательное обогащение плательщика, в т.ч. и в случае, когда стороны в соглашении предусматривают подлежащую выплате в качестве компенсации расходов по уплате государственной пошлины сумму, превышающую размер государственной пошлины в части, не возвращенной из бюджета без явного достижения соглашения о таком превышении, указании каких-либо оснований.

Мировое соглашение не может быть направлено против прав и законных интересов других лиц либо противоречить законодательству (часть пятая ст.121 ХПК). Законодательство, в свою очередь, предписывает исполнение обязательств надлежащим образом (ст.290 Гражданского кодекса РБ). А переплата в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины не соотносится с таким исполнением обязательств. Обязательства в принципе не могут быть исполнены в большем размере, чем они есть.

Актуален вопрос о компенсации расходов по уплате государственной пошлины в случае ее изначальной переплаты истцом. В этой ситуации хозяйственным судом должна быть выдана справка на возврат излишне уплаченной государственной пошлины, а также на возврат суммы из бюджета от 25 % либо от 50 % в зависимости от достигнутой договоренности и заключения мирового соглашения в примирительной процедуре.

В.А. АБРАМОВИЧ, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, кандидат юридических наук

Об авторе

Владимир Абрамович Адвокат в Минске Абрамович Владимир Александрович. Юридическая помощь: корректировка таможенной стоимости. Защита прав и представление интересов в экономических судах Беларуси. Признание и приведение в исполнение постановлений судов иностранных государств на территории Республики Беларусь.


Обратите внимание также на следующие статьи:

Rating All.BY