На сегодняшний день претензионный порядок урегулирования споров стал действенным механизмом досудебного урегулирования споров между сторонами и возврата даже проблемного долга. Исходя из опыта многих юристов, после направления грамотных претензионных требований отношения получателя такого письма к сути вопроса о задолженности меняется: от необоснованных уклонений, диалог начинает переходить в конструктивное правовое поле.
Об этом свидетельствует и практика хозяйственных судов. Обязательный претензионный порядок урегулирования споров был введен в2011 г. Законом Республики Беларусь от 10 января2011 г. № 241-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» (далее – Закон). В результате согласно части второй пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) в действующей редакции, до обращения в суд с иском по спорам возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями установлено общее правило – обязательное предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено законодательством или договором. Следует отметить, что изложенное требование установлено в отношении хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, рассматриваемых в рамках искового производства.
После вступления в силу нормы об обязательном соблюдении претензионного порядка, часть споров стали разрешать в рамках не искового, а приказного производства, а часть была урегулирована сторонами в добровольном порядке. Причиной тому стало урегулирование споров на стадии претензионной работы.
В большинстве случаев после направления претензии контрагенту происходит погашение дебитором задолженности. Должник понимает, что направление к нему претензии необходимо кредитору для соблюдения обязательного условия (досудебного порядка разрешения спора) перед обращением его с иском в хозяйственный суд. Это формирует твердое убеждение должника в том, что кредитор настроен решительно и добьется своего.
Если законодательными актами для определенной категории споров или договором установлен досудебный порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда, лишь при условии соблюдения такого порядка (часть третья ст. 6 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК)). При этом в случае удовлетворения иска с должника-ответчика будут взысканы еще и судебные расходы (часть первая статьи 133 ХПК). Исходя из практики хозяйственных судов, истец вправе увеличить размер требований относительно пени, установленной в договоре, и процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 366 ГК по день вынесения решения, что существенно увеличит общую взыскиваемую сумму с недобросовестного должника.
В некоторых случаях направленная претензия останется без внимания. Однако это на самом деле не так уж и плохо. В соответствии с частью второй статьи 220 ХПК, в приказном производстве рассматриваются требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника), либо признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются, либо заявлены на сумму до 100 базовых величин. Таким образом, ситуацию с оставлением претензии без ответа хозяйственные суды расценивают как упомянутую выше неоспариваемость задолженности.
Данная позиция разъяснена в пункте 5 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 мая2011 г. № 9 «О некоторых вопросах приказного производства» (далее – постановление № 9): «по требованиям, которые признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются, взыскатель (заявитель) должен приложить доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых основано требование (договор, накладные, акты, счета-фактуры, путевые листы и др.), документы, подтверждающие признание (неоспаривание) должником суммы задолженности.
Таким документом может быть направленная должнику претензия, полученная и оставленная им без ответа….
…Заявление о возбуждении приказного производства может содержать требование о взыскании неустойки (штрафа, пени) и процентов за пользование чужими денежными средствами в том случае, если они признаются (не оспариваются) должником».
Оставляя претензию без ответа, должник дает право кредитору в порядке приказного производства взыскать денежные средства, тем самым исключает для себя возможность реализации полномочий хозяйственного суда по уменьшению неустойки на основании статьи 314 ГК (п. 6 постановления № 9). Кроме того, отзыв должника, который содержит мотивированные возражения по существу заявленных требований, с приложением документов, подтверждающих эти возражения, является основанием для отказа в вынесении определения о судебном приказе (п. 23 постановления № 9).
В случае непредставления должником отзыва на заявление о возбуждении приказного производства в срок, установленный статьей 223 ХПК, либо представления отзыва без приложения к нему документов, подтверждающих возражения против требований взыскателя, или отзыва, содержащего признание заявленных требований, хозяйственный суд выносит определение о судебном приказе. (п. 24 постановления № 9).
При этом обращаем внимание на необходимость наличия доказательств о направлении и вручении претензии надлежащим образом. Соответственно, целесообразно направить претензию заказным письмом с уведомлением или вручить под регистрацию, роспись. А в случае, если обращение с заявлением о возбуждении приказного производства не возможно и необходима подача искового заявления, то согласно части первой статьи 160 ХПК, к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательством или актами для данной категории споров или договором.
В некоторых случаях претензия рассматривается, и в ответ поступают обстоятельные возражения.
Обязательный претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора введен для:
- содействия пониманию и оценки сторонами юридической обоснованности заявленных требований и возражений, выработке позиций сторон по спору;
- формирования доказательственной базы для обращения в суд с иском, более полной подготовке к судебному разбирательству.
Посредством направления претензии и получения ответа на нее, по сути, первая из указанных целей во многом достигается. Изложенная ниже ситуация может являться примером достижения второй цели.
Ситуация
Сторонами заключен договор об организации автомобильных перевозок, стоимость которых определяется на основании актов сдачи-приемки оказанных услуг. (Явно не лучший порядок определения стоимости – примечание автора). Перевозчик оказал услуги по перевозке груза (три рейса – по трем товарно-транспортным накладным) и предоставил подписанные им документы заказчику. Заказчик отказался оплачивать оказанные услуги, удерживая подписанные акты сдачи-приемки услуг и путевые листы (ситуация довольно частая). Обращаться перевозчику с подписанными в одностороннем порядке актами сдачи-приемки выполненных работ в хозяйственный суд – дело неопределенное. Возможен вывод хозяйственного суда о недостижении согласия между сторонами относительно стоимости данных услуг в рамках договора.
При этом заказчик (должник) направил претензию перевозчику об утрате (потере или даже похищении) перевозчиком груза на значительную сумму (якобы при перевозке четвертым рейсом груза по товарно-транспортной накладной). Основание претензии, по мнению перевозчика, поддельная накладная.
Ответ на претензию заказчика и претензии перевозчика.
Заявитель претензии:
ОДО «Г»
Юридический адрес, банковские реквизиты
и телефоны ОДО «Г», директор.
Претензия направляется в адрес:
ОАО «К»
Юридический адрес, банковские реквизиты
и телефоны ОАО «К»
ПРЕТЕНЗИЯ на сумму_________ руб.
от ____________
ответ на претензию от _________.№ _______.
Ваша претензия от ___________ № ______ на сумму __________. рассмотрена, сообщаем следующее.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Правил автомобильных перевозок, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30 июня 2008 г. № 970 (далее – Правила), автомобильный перевозчик должен принимать груз к автомобильной перевозке на основании договора, заключенного с заказчиком автомобильных перевозок. Заключение договора об автомобильной перевозке груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа установленной формы. Принятие нами (дата) Вашего груза стоимостью (бел. руб.) и его доставка (осуществление четвертого рейса перевозки) нами не осуществлялись. Ваша претензия надлежащими доказательствами данный факт не подтверждает.
Ввиду отсутствия надлежаще составленных двусторонних документов, подтверждающих, что груза к перевозке было предоставлено больше чем нами было доставлено, аргументы о необходимости составления каких-либо актов о недостаче по количеству и ненадлежащему качеству не имеют правовых оснований. Соответственно, доводы о недостаче либо утрате груза являются несостоятельными.
Доставленный нами груз по количеству и качеству совпадает с данными соответствующих товарно-транспортных накладных (первичным учетным документом, являющимся бланком строгой отчетности), в которых имеются, в том числе отметки о доставке и получении груза:
(приводится перечень накладных),
экземпляры у Вас имеются.
Согласно абзацу 6 пункта 26 Правил запрещается выполнение внутриреспубликанской автомобильной перевозки грузов товарного характера (или грузов нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера) без наличия у сопровождающего эти грузы лица оформленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь первого и третьего экземпляров товарно-транспортной накладной.
Указанный в претензии от (дата) № ____ груз на сумму (бел. руб.) не мог быть нами принят поскольку Вами товарно-транспортная накладная перевозчику не выдавалась и транспорт нами не предоставлялся.
В товарно-транспортной накладной № ______ от (дата), на которую Вы ссылаетесь в своей претензии, на месте подписи нашего водителя учинена подпись пока неустановленного лица. При данных обстоятельствах мы усматриваем признаки преступления, предусмотренного частью первой статьи 380 Уголовного кодекса Республики Беларусь «подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков», которое наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 2х лет.
Поскольку действие пока неустановленных лиц, содержащее признаки преступления, затрагивает наши интересы, мы вынуждены информировать об этом соответствующие правоохранительные органы.
Статьей 23.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка составления (оформления) первичных учетных документов.
Не ясно удержание Вами соответствующих наших экземпляров, по нашим сведениям, подписанных с Вашей стороны документов – актов сдачи-приемки оказанных услуг (приводится перечень с указанием даты и суммы), путевых листов и т.д. на перевозки, факты осуществления которых надлежащим образом Вами никогда не оспаривались.
Наряду с ответом на Вашу претензию, напоминаем, что в соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), обязательства должны исполняться надлежащим образом.
В связи с этим сообщаем о необходимости погашения образовавшейся задолженности, за оказанные услуги согласно:
- акту сдачи-приемки оказанных услуг от___ на сумму _____. (экземпляр у Вас имеется).
- акту сдачи-приемки оказанных услуг от___ на сумму _____ (экземпляр у Вас имеется).
При этом просим также оплатить пеню на основании подпункта __ пункта _ договора № __ от _________, абзаца 2 пункта 96 Правил и проценты за пользование чужими денежными средствами на основании части первой статьи 366 ГК (расчет прилагается). На дату предъявления иска в хозяйственный суд, а впоследствии на дату вынесения решения сумма пени и процентов за пользование чужими денежными средствами будут пересчитаны.
Просим погасить задолженность в размере __________ руб. в течение трех календарных дней после получения данной претензии, путем перечисления денежных средств на наш расчетный счет.
Приложения (которые фактически были):
- расчет исковых требований, в т.ч. пени и процентов в 1 экз;
- заверенные копии товарно-транспортных накладных в 1 экз.
На следующий день после получения заказчиком претензии проведены переговоры, в рамках которых были переданы удерживаемые акты сдачи-приемки оказанных услуг и путевые листы, а также достигнуто соглашение о сроках погашения задолженности.
Следует также подчеркнуть, что если планируется обращение в суд за взысканием основного долга, пени и процентов, в претензии следует оговаривать все три эти аспекта, поскольку – это три самостоятельных требования, объединяемых в рамках одного искового заявления на основании части первой статьи 165 ХПК. Непредставление доказательств соблюдения претензионного порядка хотя бы по одному из данных требований повлечет оставление искового заявления без движения, а затем и его возврат.
Направлять претензию следует и в случаях взыскания лишь штрафных санкций, когда по основному долгу уже вынесено решение суда о взыскании основного долга, но долг еще не погашен, в ситуации, если о них не указывалось в первоначальной претензии. При взыскании штрафных санкций, как отдельно, так и вместе с основным долгом, следует приводить их расчет на определенную дату. Наряду с этим, целесообразно указать, что сумма штрафных санкций будет увеличена на дату обращения в суд, а впоследствии – на дату вынесения решения.
При этом адвокатская практика показывает, что не следует составлять претензии под условием, например: «просим погасить основной долг, а в случае, если он погашен не будет, мы будем требовать уплаты пени и процентов». По сути, в данной ситуации претензионный порядок соблюден только относительно основного долга, а на пеню и проценты претензия пока не заявляется. Поскольку в судебной практике были случаи непризнания претензионного порядка в такой ситуации соблюденным, полагаем более целесообразным сразу указывать о необходимости погашения основного долга, пени и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Претензия составляется исходя из указаний, изложенных в приложении «Претензионный порядок регулирования спора» к ХПК. Самое сложное в ее составлении – это материально-правовое обоснование Ваших требований, которое, возможно, будет являться основной последующего искового заявления. Составлением претензии должны заниматься грамотный юрист и бухгалтер.
Надеемся, изложенный материал принесет практическую пользу при защите экономических интересов субъектов хозяйствования.
В.А. АБРАМОВИЧ, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, кандидат юридических наук