Наша цель - защита ваших интересов эффективно и законными методами Представление интересов в экономических судах Беларуси Работа с клиентами со всего мира

Возврат государственной пошлины, уплаченной при обращении в хозяйственный суд (в вопросах и ответах)

Вопрос: Может ли быть произведен возврат государственной пошлины на основании подп.2.1.4 или 2.3 п.2 ст.259 Налогового кодекса РБ (далее — НК) при пересмотре судебного постановления в порядке надзора?

Ответ: Вступившие в законную силу судебные постановления хозяйственных судов в Республике Беларусь могут быть пересмотрены в порядке надзора по протесту должностных лиц, указанных в ст.301 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее — ХПК), за исключением постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ (ст.300 ХПК).

Согласно подп.2.1.4 п.2 ст.259 НК плательщику производится возврат 50 % уплаченной государственной пошлины при достижении примирения в примирительной процедуре в хозяйственном суде по всем требованиям и уплате государственной пошлины по ставкам, установленным в приложении 16 к НК. В случае уплаты государственной пошлины по ставкам, установленным в приложении 16 к НК, и достижения примирения в примирительной процедуре в хозяйственном суде по отдельным требованиям плательщику от 50 % уплаченной государственной пошлины производится возврат государственной пошлины в сумме, пропорциональной размеру требований, по которым достигнуто примирение.

Исходя из подп.2.3 п.2 ст.259 НК плательщику производится возврат 25 % уплаченной государственной пошлины в случае, если при рассмотрении хозяйственного спора сторонами заключено мировое соглашение по всем заявленным требованиям в целом. При заключении мирового соглашения относительно части заявленных требований плательщику от 25 % уплаченной государственной пошлины производится возврат государственной пошлины пропорционально размеру требований, по которым заключено мировое соглашение.

Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии судопроизводства в хозяйственном суде, а также при достижении примирения в порядке, установленном главой 17 ХПК (часть вторая ст.121 ХПК). Таким образом, мировое соглашение может быть заключено сторонами в хозяйственном суде первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанции и на стадии исполнения судебного постановления.

Примиритель может быть назначен в хозяйственном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций и на стадии исполнительного производства по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе хозяйственного суда (часть первая ст.156 ХПК).

Соответственно, примирительная процедура на стадии пересмотра судебных постановлений в порядке надзора не проводится, в силу чего возврат государственной пошлины на основании подп.2.1.4 п.2 ст.259 НК не может быть произведен. Однако стороны могут заключить мировое соглашение, что обуславливает возможность возврата государственной пошлины на основании подп.2.3 п.2 ст.259 НК.

Вопрос: Возможен ли возврат 50 % государственной пошлины по результатам рассмотрения заявления о признании недействительным акта государственного органа?

Ответ: Плательщику производится возврат 50 % уплаченной государственной пошлины при достижении примирения в примирительной процедуре в хозяйственном суде по всем требованиям и уплате государственной пошлины по ставкам, установленным в приложении 16 к НК (подп.2.1.4 п.2 ст.259 НК). Примирительная процедура — проведение сторонами переговоров с участием примирителя о возможности и условиях примирения по хозяйственному (экономическому) спору, возникающему из гражданских правоотношений, с целью выработки взаимоприемлемого для сторон соглашения о примирении и его последующего исполнения (ст.1 ХПК).

Следовательно, возврат 50 % уплаченной государственной пошлины в связи с достижением соглашения о примирении в рамках рассмотрения заявления о признании недействительным акта государственного органа не является возможным в силу того, что проведение примирительных процедур по таким делам законодательством не предусмотрено.

При этом согласно п.5 ст.259 НК при полном или частичном удовлетворении требований о признании недействительным ненормативного правового акта либо об обжаловании действий (бездействия) должностного лица государственного органа, который освобожден от государственной пошлины по судебным делам, заявителю возвращается из средств соответствующего бюджета уплаченная государственная пошлина полностью или пропорционально части удовлетворенных требований.

Вопрос: Вправе ли субъект хозяйствования представить хозяйственному суду справку на возврат государственной пошлины, выданную хозяйственным судом, для зачета данной суммы в счет уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в порядке части четвертой ст.224 ХПК?

Ответ: Нет, вопросы зачета пошлины не входят в компетенцию хозяйственного суда.

В соответствии с подп.1.3 п.1 ст.259 НК государственная пошлина, уплаченная за рассмотрение заявления о возбуждении приказного производства, в случае отказа в выдаче определения о судебном приказе на всю сумму заявленных требований подлежит возврату взыскателю. При этом взыскатель вправе обратиться в налоговый орган для осуществления зачета уплаченной государственной пошлины в счет уплаты государственной пошлины для рассмотрения дела в порядке искового производства по правилам, установленным НК.

Как следует из п.4 ст.60 НК, зачет излишне уплаченной пошлины производится налоговым органом по письменному заявлению плательщика.

Таким образом, вопросы зачета государственной пошлины не входят в компетенцию хозяйственного суда, поэтому в случаях, когда плательщик уплатил пошлину, но отказался от обращения в хозяйственный суд или когда плательщику была выдана справка на возврат пошлины из бюджета, но он не обращался в налоговый орган с заявлением о таком возврате, представленное в хозяйственный суд ходатайство плательщика о зачете государственной пошлины удовлетворению не подлежит (подп.8.3 п.8 постановления Пленума ВХС РБ от 27.05.2011 № 8 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства о государственной пошлине» (далее — постановление Пленума ВХС № 8)).

Вопрос: Вправе ли хозяйственный суд отказать в выдаче справки на возврат государственной пошлины, уплаченной более 3 лет назад с целью обращения с иском в хозяйственный суд, если истец впоследствии отказался от этого обращения?

Ответ: Да, вправе.

Возврат плательщику полностью или частично уплаченной суммы государственной пошлины производится в случае, если плательщик, уплативший государственную пошлину, отказывается от совершения юридически значимого действия до обращения в соответствующий государственный орган (подп.1.2 п.1 ст.259 НК).

Государственная пошлина, уплаченная при обращении в хозяйственный суд, возвращается на основании заявления плательщика и справки, выданной хозяйственным судом (п.3 ст.259 НК).

Подпунктом 8.1 п.8 постановления Пленума ВХС № 8 закреплено, что по исковым и иным заявлениям, жалобам, ходатайствам, по которым уплачена государственная пошлина, но не поданным в хозяйственный суд или возвращенным хозяйственным судом, а также по судебным постановлениям, предусматривающим полный или частичный возврат государственной пошлины, ее возврат производится на основании справки, выданной хозяйственным судом, без вынесения определения (абзац 3 части третьей п.3 ст.259 НК).

Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины может быть подано плательщиком в налоговые органы не позднее 3 лет со дня ее уплаты (часть вторая п.3 ст.259 НК).

Таким образом, с учетом того что заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины может быть подано плательщиком не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы и государственная пошлина при отказе от совершения юридически значимого действия, с целью совершения которого она уплачивалась, является излишне внесенным в бюджет платежом, хозяйственный суд в случае истечения данного 3-летнего срока вправе отказать в выдаче справки на ее возврат.

Вопрос: Возможно ли вернуть часть уплаченной государственной пошлины при изменении предмета иска с имущественного на неимущественный? Следует ли в этой ситуации уплачивать государственную пошлину вновь?

Ответ: Нет, ст.259 НК в случае изменения предмета иска возврат государственной пошлины как полностью, так и в части не предусмотрен.

В силу части второй ст.127 ХПК при увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличением цены иска.

Соответственно, если размер государственной пошлины по новым требованиям менее размера ранее уплаченной, ее доплата не производится, если больше — производится доплата недостающей части государственной пошлины.

Вместе с тем исходя из части первой ст.63 ХПК, если наряду с предметом иска будет также изменено его основание, ходатайство о таком изменении будет оставлено хозяйственным судом без удовлетворения.

Вопрос: Стороны заключили мировое соглашение в хозяйственном суде кассационной инстанции.

Подлежит ли возврату 25 % общей суммы государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд первой и кассационной инстанций?

Ответ: Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в т.ч. местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий (п.2 ст.6 НК).

Поскольку в первой и апелляционной инстанциях спор был рассмотрен по существу, хозяйственным судом были фактически совершены юридически значимые действия, за которые государственная пошлина поступила в бюджет в размере, определяемом ставками, установленными в приложении 16 к НК.

В связи с этим плательщику на основании подп.2.3 п.2 ст.259 НК производится возврат 25 % государственной пошлины, уплаченной при обращении в ту судебную инстанцию, в которой утверждено мировое соглашение.

Данная норма содержится и в абзаце 5 подп.10.21 п.10 постановления Пленума ВХС № 8, в соответствии с которым в случае заключения мирового соглашения или соглашения о примирении возврату подлежит только исчисленная на основании ст.259 НК часть государственной пошлины, уплаченная при обращении в ту судебную инстанцию, в которой было заключено соглашение.

При этом также следует учитывать, что если изначально государственная пошлина уплачивалась в полном размере и мировое соглашение было заключено в рамках соглашения о примирении по результатам примирительной процедуры, возврат государственной пошлины производится в размере 50 % при достижении примирения по всем требованиям либо от 50 % уплаченной государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям на основании подп.2.1.4 п.2 ст.259 НК.

Вопрос: Возможен ли частичный возврат государственной пошлины при урегулировании спора в примирительной процедуре в ходе судебного разбирательства в апелляционной инстанции?

Ответ: Да, возможен.

Примиритель может быть назначен в хозяйственном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций и на стадии исполнительного производства (часть первая ст.156 ХПК). Соответственно, действующим законодательством предусмотрена возможность достижения примирения и в хозяйственном суде апелляционной инстанции.

При достижении примирения в примирительной процедуре в хозяйственном суде по всем требованиям и уплате государственной пошлины по ставкам, установленным в приложении 16 к НК, возможен возврат 50 % уплаченной государственной пошлины (подп.2.1.4 п.2 ст.259 НК).

В случае уплаты государственной пошлины по ставкам, установленным в приложении 16 к НК, и достижении примирения в примирительной процедуре в хозяйственном суде по отдельным требованиям плательщику от 50 % уплаченной государственной пошлины производится возврат государственной пошлины в сумме, пропорциональной размеру требований, по которым достигнуто примирение.

Вопрос: Необходимо ли представление справки в налоговый орган для возврата государственной пошлины, если субъект отказался от обращения с исковым заявлением в хозяйственный суд? Каков порядок получения такой справки?

Ответ: Возврат плательщику государственной пошлины производится в случае, если он отказывается от совершения юридически значимого действия, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, до его совершения или до обращения в соответствующий государственный орган, иную организацию, к должностному лицу или частному нотариусу, специально уполномоченным взимать государственную пошлину (подп.1.2 п.1 ст.259 НК).

К заявлению плательщика о возврате государственной пошлины, поданному в налоговые органы, прилагается справка хозяйственного суда (часть третья п.3 ст.259 НК).

Выдача справки на возврат государственной пошлины по исковым и иным заявлениям, жалобам, ходатайствам, оплаченным государственной пошлиной, но не поступившим в хозяйственный суд, производится хозяйственным судом на основании заявления плательщика с приложением оригинала документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (абзацы 2, 3 подп.8.1 п.8 постановления Пленума ВХС № 8).

В справке о возврате государственной пошлины указываются наименование и адрес плательщика, которому возвращается государственная пошлина, номер и дата платежного документа, размер подлежащей возврату суммы государственной пошлины, основание для возврата со ссылкой на нормы права, в частности, НК.

Возврат государственной пошлины производится на основании обращения плательщика из местного бюджета налоговым органом того района, города или области, в бюджет которого она поступила, а из республиканского бюджета — налоговым органом по месту нахождения (по месту жительства) плательщика (часть первая п.3 ст.259 НК).

Вопрос: Подлежит ли возврату государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в хозяйственный суд и вынесения определения о возбуждении производства по делу?

Ответ: Основания возврата государственной пошлины закреплены в ст.259 НК. В то же время ст.259 НК не предусмотрен возврат государственной пошлины в случае признания ответчиком исковых требований.

Исходя из подп.10.7 п.10 постановления Пленума ВХС № 8 при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в хозяйственный суд и вынесения определения о возбуждении производства по делу государственная пошлина возврату истцу не подлежит.

Вместе с тем в соответствии с частью третьей ст.133 ХПК отказ от иска в связи с добровольным удовлетворением исковых требований ответчиком после предъявления иска не препятствует взысканию с ответчика по требованию истца понесенных им судебных расходов. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст.125 ХПК).

Таким образом, действующим законодательством в описанной ситуации не предусматривается возврат государственной пошлины из бюджета, но предполагается взыскание расходов по уплате государственной пошлины с добровольно удовлетворившего требования ответчика.

15.08.2011 г.

Владимир Абрамович, кандидат юридических наук, экономический советник Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

 

Об авторе

Владимир Абрамович Адвокат в Минске Абрамович Владимир Александрович. Юридическая помощь: корректировка таможенной стоимости. Защита прав и представление интересов в экономических судах Беларуси. Признание и приведение в исполнение постановлений судов иностранных государств на территории Республики Беларусь.


Обратите внимание также на следующие статьи:

Rating All.BY