Наша цель - защита ваших интересов эффективно и законными методами Представление интересов в экономических судах Беларуси Работа с клиентами со всего мира

Новое в Налоговом кодексе Республики Беларусь относительно уплаты государственной пошлины при обращении в хозяйственный суд в 2012 году

На сегодняшний день  Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК) – это комплексный правовой акт, регулирующий, в том числе и вопросы уплаты государственной пошлины при обращении в хозяйственный суд. Однако законодательство в данной сфере претерпевает соответствующие изменения, направленные на его совершенствование. Очередным этапом данного совершенствования стало принятие Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 № 330-3 «О внесении изменений и дополнений в НК» (далее – Закон).

Посредством Закона пункт 4 статьи 251 НК дополнен нормой следующего содержания: «факт уплаты государственной пошлины при проведении налоговым органом зачета налога, сбора (пошлины) в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, указанных в статье 249 НК, подтверждается оригиналом письма налогового органа о проведенном зачете, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверенного гербовой печатью налогового органа».

Данное новшество следует рассматривать в совокупности с дополнившим статью 259 НК пунктом 2-1: «плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет предстоящих платежей и (или) исполнения налогового обязательства по уплате других налогов, сборов (пошлин), пеней».

До вступления в силу указанного выше Закона были известны случаи отказа налоговых органов в проведении подобных зачетов со ссылкой на отсутствие для этого соответствующих правовых оснований, хотя имели место и прецеденты, когда инспекции по налогам и сборам данные зачеты производили. По сути, на сегодняшний день необходимые правовые основания для единообразной практики по этому вопросу созданы. В контексте государственной пошлины при обращении в хозяйственный суд ввиду незначительного времени функционирования данных норм случаи их применения исчерпывающе пока не сформированы.

По нашему мнению, возможность зачета государственной пошлины может быть реализована в ситуации возвращения искового заявления (статья 163 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь), выдачи справки на возврат государственной пошлины из бюджета в иных случаях, в том числе при заключении мирового соглашения или соглашения о примирении (подпункты 2.1.4 и 2.3 статьи 259 НК), а также при так называемом «упрощенном» переходе из приказного производства в исковое.

Так, в соответствии с частью 4 статьи 224 ХПК, если в пятнадцатидневный срок после направления определения об отказе в вынесении определения о судебном приказе от взыскателя поступят документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в порядке и размере, установленных при подаче искового заявления, и ходатайство о рассмотрении дела в порядке искового производства, хозяйственный суд рассматривает дело по общим правилам искового производства, установленным ХПК.

В данной ситуации при вынесении определения об отказе в вынесении определения о судебном приказе также выдается справка на возврат государственной пошлины. Однако плательщик самостоятельно принять ее в зачет предстоящей к уплате государственной пошлине не вправе в силу пункта 2 статьи 60 НК, согласно которому зачет данного платежа производится налоговым органом. Таким образом, плательщик в этом случае и в рамках указанных выше вправе обратиться с целью зачета одной уплаченной государственной пошлины в счет предстоящей к уплате другой в налоговый орган на основании пункта 4 статьи 251 НК пункта 2-1 статьи 259 НК.

В более ранней редакции часть 3 пункта 2 статьи 254 НК  и пункт 3 предусматривали следующее:

«В случае уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 7 статьи 250 настоящего Кодекса и при неисполнении добровольно мирового соглашения, заключенного в примирительной процедуре, хозяйственным судом со стороны, неисполнившей мировое соглашение, взыскивается в бюджет сумма государственной пошлины в размере, установленном пунктом 7 статьи 250 НК.

Сумма государственной пошлины, возвращенная истцу в соответствии с подпунктом 2.1.4 либо подпунктом 2.3 пункта 2 статьи 259 НК, взыскивается хозяйственным судом в бюджет со стороны, неисполнившей добровольно мировое соглашение».

На основании данных норм в судебной практике возникал дискуссионный вопрос о возможности взыскания государственной пошлины в бюджет в случае неисполнения соглашения о примирении, заключенного в форме признания иска. Решался же этот вопрос практически единообразно отрицательно: приведенными выше нормами указывается исключительно на необходимость взыскания недоплаченной (возвращенной) части государственной пошлины в случае неисполнения только мирового соглашения. При этом Высшим Хозяйственным Судом  ряде своих разъяснений указывалось на необходимость правильно квалифицировать действия сторон: по сути, при их взаимных уступках имеет место мировое соглашение, а не признание иска. Так, большинство данных соглашений о примирении, заключенных в форме признания иска, являлись, по своей сущности, мировыми соглашениями, что предполагало возможность взыскания части государственной пошлины в бюджет.    

В данный момент в части 3 пункта 2 статьи 254 НК слова «мирового соглашения, заключенного в примирительной процедуре,» и «мировое соглашение» заменены соответственно словами «соглашения о примирении» и «соглашение о примирении». Пункт 3 дополнен словами «или соглашения о примирении».

Таким образом, данные изменения и дополнения, устранив всякие дискуссии, дали возможность взыскивать часть государственной пошлины в бюджет при неисполнении мирового соглашения или соглашения о примирении, заключенного в любой форме.

Статья 257 НК дополнена пунктом 12, в соответствии с которым освобождение от уплаты государственной пошлины по судебным делам означает, что плательщики, которым такая льгота предоставлена, не уплачивают ее в бюджет как при подаче исковых заявлений, иных заявлений, жалоб и ходатайств, так и в том случае, когда обязанность по уплате государственной пошлины в бюджет возникает по результатам рассмотрения дела.

Аналогичная норма содержится и в подпункте 7.2 пункта 7 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 8 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства о государственной пошлине»: «плательщики, для которых установлено освобождение от государственной пошлины по делам (по судебным делам), не уплачивают государственную пошлину за рассмотрение исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств при их подаче в хозяйственные суды, а также по результатам их рассмотрения, пересмотра дел в хозяйственном суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанций».

Размер государственной пошлины, взыскиваемой с истца в бюджет по результатам рассмотрения дела, определяется исходя из соответствующей ставки государственной пошлины, закрепленной приложением 16, которую истец должен был бы уплатить при обращении в хозяйственный суд в случае отсутствия правовых оснований для его освобождения от уплаты государственной пошлины. Правовые основания для освобождения от уплаты государственной пошлины установлены в статьей 257 НК.

Соответственно, статья 257 НК предусматривает как освобождение от государственной пошлины при подаче исковых заявлений (иных заявлений), что, например, предусматривает ее подпункт 1.1.7 (освобождение истцов от уплаты госпошлины по искам к налоговым, таможенным, финансовым органам, Комитету государственного контроля РБ и его органам о взыскании в их пользу сумм из бюджета, а также за подачу апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора, надзорных жалоб по таким делам), так и по судебным делам в целом.

Освобождение от уплаты пошлины по судебным делам в целом предусматривается в т.ч. подпунктом 1.29 пункта 1 статьи 257 НК: по судебным делам освобождаются налоговые органы, таможенные органы, Комитет государственного контроля РБ и его органы, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ и его территориальные органы, Министерство финансов РБ, его территориальные органы, финансовые управления областных и Минского городского исполнительных комитетов, финансовые отделы городских, районных исполнительных комитетов, администраций районов в г. Минске.

В пунктах 2, 4 и 5 статьи 258 НК слова «Суд (судья)» и «суд (судья)» заменены словами «Общий суд (судья общего суда)» и «общий суд (судья общего суда)» в соответствующем падеже.  Предыдущая редакция данной нормы не давала явного представления о том, что она применима только в рамках обращения в общий суд. В связи с этим, поступали обращения об освобождении от уплаты государственной пошлины и в ситуациях обращения в хозяйственные суды. С целью устранения данного недопонимания непосредственно были внесены рассматриваемые изменения.

В соответствии с подпунктом 2.1.4 пункта 2 статьи 259 НК в предыдущей редакции, плательщику должен был производиться возврат пятидесяти (50) процентов уплаченной государственной пошлины при достижении примирения в примирительной процедуре в хозяйственном суде по всем требованиям и уплате государственной пошлины по ставкам, установленным в приложении 16 к НК.

В случае уплаты государственной пошлины по ставкам, установленным в приложении 16 к НК, и достижения примирения в примирительной процедуре в хозяйственном суде по отдельным требованиям плательщику от 50 процентов уплаченной государственной пошлины производится возврат государственной пошлины в сумме, пропорциональной размеру требований, по которым достигнуто примирение.

В процессе формирования правоприменительной практики возник вопрос о возможности применения данных норм в случае, если государственная пошлина уплачивалась не в соответствии с национальным законодательством, а согласно ставкам, предусмотренным Соглашением от 24.12.1993 «О размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств» и соответствующими протоколами к нему.

В рассматриваемых нормах слова «по ставкам, установленным в приложении 16 к НК» были введены не с целью ограничения применения данных норм в случае, если государственная пошлина уплачивалась не в соответствии с национальным законодательством, а для ограничения их сферы действия в ситуации, если государственная пошлина уплачивалась не в полном объеме, а с учетом пункта 7 статьи 250 НК. В соответствии с данным пунктом, за рассмотрение хозяйственными судами исковых заявлений при наличии согласованного сторонами ходатайства о проведении примирительной процедуры применяются ставки государственной пошлины в размере 50 процентов от установленной ставки. В связи с этим, в целях уточнения изложенных норм, в подпунктах 2.1.4 и 2.3 пункта 2 слова «по ставкам, установленным в приложении 16 к НК,» заменены непосредственно словами «без учета пункта 7 статьи 250 настоящего Кодекса».

Данные изменения позволяют применять подпункт 2.1.4 пункта 2 приложения 16 к НК о возврате части государственной пошлины, в том числе в ситуации, если изначально государственная пошлина уплачивалась не в соответствии со ставками, предусмотренными приложением 16 к НК.

Пунктом 6 приложения 16 к НК предусмотрены ставки государственной пошлины с жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 12.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), с жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о государственной пошлине.

Вместе с тем, пунктом 6 приложения № 16 к НК в предыдущей редакции были предусмотрены ставки государственной пошлины только с жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, предусматривающих какое-либо административное взыскание.

В судебной практике имеют место случаи, когда производство по делу прекращается соответствующим постановлением в связи с малозначительностью и административное взыскание не накладывается.

При обжаловании данного постановления возникала проблема, связанная с отсутствием ставки государственной пошлины. В целях ее устранения пункт 6 приложения 16 к НК изложен в следующей редакции:

«6. С жалоб на постановления по делу об административном правонарушении:

6.1. о наложении:

6.1.1. штрафа в размере:

6.1.1.1. менее 10 базовых величин                               0,5 базовой величины

6.1.1.2. от 10 до 100 базовых величин                         2 базовые величины

6.1.1.3. более 100 базовых величин                             3 базовые величины

6.1.2. иных административных взысканий                1 базовая величина

6.2. о прекращении производства по делу                 1 базовая величина».

Надеемся, изложенный материал принесет практическую помощь субъектам хозяйствования, обращающимся за судебной защитой.

В.А. АБРАМОВИЧ, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований адвокат в составе Минской городской коллегии адвокатов

Об авторе

Владимир Абрамович Адвокат в Минске Абрамович Владимир Александрович. Юридическая помощь: корректировка таможенной стоимости. Защита прав и представление интересов в экономических судах Беларуси. Признание и приведение в исполнение постановлений судов иностранных государств на территории Республики Беларусь.


Обратите внимание также на следующие статьи:

Rating All.BY