Наша цель - защита ваших интересов эффективно и законными методами Представление интересов в экономических судах Беларуси Работа с клиентами со всего мира

Комментарий к приложению 16 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь

«Ставки государственной пошлины за рассмотрение исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств, подаваемых в хозяйственные суды, а также за выдачу хозяйственными судами копий документов и предоставление сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников»

Изменение ставок государственной пошлины с 31 января 2011 года

С 31 января 2011 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2011 № 241-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» (далее — Закон № 241-З). Изменения и дополнения внесены в Гражданский (далее — ГК), Хозяйственный процессуальный (далее — ХПК) и Налоговый (далее — НК) кодексы РБ. В частности, в новой редакции изложено приложение 16 к Особенной части НК (далее — приложение 16), в т.ч. и название приложения. Его новое название — «Ставки государственной пошлины за рассмотрение исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств, подаваемых в хозяйственные суды, а также за выдачу хозяйственными судами копий документов и предоставление сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников».

Настоящий комментарий подготовлен на основе анализа и обобщения вопросов, возникающих при применении приложения 16 и вызывающих практический интерес у субъектов при обращении в хозяйственные суды. Рассмотрим наиболее актуальные из них.

1. При принятии к производству искового заявления, иного заявления, ходатайства, жалобы на судебное постановление проверке подлежит соответствие уплаченной суммы государственной пошлины размеру ставок, установленных в приложении 16, а также соблюдение порядка ее уплаты.

Обратите внимание!

Абзацем 2 подп.5.2 п.5 постановления Пленума ВХС РБ от 27.05.2011 № 8 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства о государственной пошлине» (далее — постановление № 8) предусмотрено, что в назначении платежа указывается: хозяйственный суд, в который подается исковое заявление, иное заявление, жалоба, ходатайство; наименование истца и ответчика, (взыскателя и должника, заявителя и заинтересованного лица); требование по конкретному исковому заявлению, иному заявлению, жалобе, ходатайству. Часто неверное оформление платежного поручения — причина оставления искового заявления без движения, его возврата.

Неуплата государственной пошлины, ее уплата не в соответствии с надлежащей ставкой приложения 16, несоблюдение установленного порядка уплаты пошлины являются основанием наступления последствий, предусмотренных ст.162, 222, 246, 253, 272, 288, 305 ХПК.

Приложение 16 содержит ставки государственной пошлины, на основе которых ее уплачивают лица — налоговые резиденты Республики Беларусь, а также нерезиденты на основании п.2 ст.6 Общей части НК, согласно которому сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении них государственными органами, в т.ч. местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий; а также ст.13 Общей части НК, комплексно закрепляющей перечень плательщиков пошлины, среди которых иностранные и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами (подп.2.2 п.2), граждане либо подданные иностранного государства (подп.6.2 п.6).

Вместе с тем если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены Общей частью НК и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п.2 ст.5).

Республика Беларусь — участница международного Соглашения о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24.12.1993, в редакции Протокола от 01.06.2001 (далее — Соглашение).

Таким образом, приложение 16 устанавливает ставки государственной пошлины, в т.ч. для иностранных лиц, за исключением тех, государства которых являются участниками вышеуказанного Соглашения.

2. Ставки государственной пошлины, установленные приложением 16, определяют размер подлежащей уплате государственной пошлины как при обращении в хозяйственные суды, так и при ее уплате (взысканию) в республиканский бюджет по результатам рассмотрения обращения.

В частности, в соответствии с частью пятой ст.133 ХПК при отказе в удовлетворении иска издержки, понесенные хозяйственным судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскиваются с истца.

Размер государственной пошлины, взыскиваемой с истца в бюджет по результатам рассмотрения дела, определяется исходя из соответствующей ставки государственной пошлины, закрепленной приложением 16, которую истец должен был бы уплатить при обращении в хозяйственный суд в случае отсутствия правовых оснований для его освобождения от уплаты государственной пошлины. Правовые основания для освобождения от уплаты государственной пошлины установлены в ст.257 Особенной части НК.

3. Статья 257 Особенной части НК предусматривает как освобождение от государственной пошлины при подаче исковых заявлений (иных заявлений), что, например, предусматривает ее подп.1.1.7 (освобождение истцов от уплаты госпошлины по искам к налоговым, таможенным, финансовым органам, Комитету государственного контроля РБ и его органам о взыскании в их пользу сумм из бюджета, а также за подачу апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора, надзорных жалоб по таким делам), так и по судебным делам в целом.

В соответствии с подп.7.2 п.7 постановления № 8 плательщики, для которых установлено освобождение от государственной пошлины по делам (по судебным делам), не уплачивают государственную пошлину за рассмотрение исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств при их подаче в хозяйственные суды, а также по результатам их рассмотрения, пересмотра дел в хозяйственном суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Освобождение от уплаты пошлины по судебным делам в целом предусматривается в т.ч. подп.1.29 п.1 ст.257 Особенной части НК: по судебным делам освобождаются налоговые органы, таможенные органы, Комитет государственного контроля РБ и его органы, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ и его территориальные органы, Министерство финансов РБ, его территориальные органы, финансовые управления областных и Минского городского исполнительных комитетов, финансовые отделы городских, районных исполнительных комитетов, администраций районов в г.Минске.

Таким образом, при освобождении субъекта от государственной пошлины по судебным делам ставки государственной пошлины, предусмотренные приложением 16, для расчета подлежащей взысканию с субъекта пошлины применению не подлежат.

4. При частичном удовлетворении требований государственную пошлину ответчик (должником) (в случае неосвобождения его от государственной пошлины по судебным делам в целом) уплачивает пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований истца (взыскателя) на основании части первой ст.133 ХПК.

5. Важно различать термины «расходы по уплате государственной пошлины» и «уплата государственной пошлины». В процессе формирования судебной практики было выработано понятие «судебные расходы» в значении расходов, понесенных лицом в связи с уплатой государственной пошлины при обращении в данном случае в хозяйственный суд. Такие расходы подлежат компенсации на основании части первой ст.133 ХПК.

Не менее важно возмещение расходов по государственной пошлине в случае ее уплаты истцом, требование которого было впоследствии удовлетворено, в соответствии с п.2 приложения 16 (за подачу искового заявления о признании недействительными полностью либо частично актов органов государственного управления или иных органов). Учитывая, что значительная часть таких органов освобождена от уплаты государственной пошлины по судебным делам в целом (ст.257 Особенной части НК), вопрос практически решается путем возмещения заявителю из средств республиканского бюджета уплаченной государственной пошлины полностью или пропорционально части удовлетворенных требований.

6. Ставки, предусмотренные приложением 16, не подлежат применению и при определении размеров судебных расходов по государственной пошлине в случае освобождения от государственной пошлины сторон по спору. В частности, в соответствии с подп.1.7.3 п.1 ст.257 Особенной части НК от государственной пошлины освобождаются стороны по делам, связанным со страхованием и государственным регулированием страховой деятельности, а также за выдачу копий документов по таким спорам.

Причем важно подчеркнуть, что освобождение сторон по делам в данной ситуации предполагает их освобождение не только в рамках искового производства, но и по результатам рассмотрения хозяйственным судом заявления о возбуждении приказного производства и выдачи определения о судебном приказе. Действующая редакция НК до 1 января 2011 г. предусматривала освобождение не по делам, а по спорам, однако судебная практика формировалась по пути освобождения сторон от государственной пошлины, в т.ч. и относительно процедуры приказного производства.

7. Применяя п.1 приложения 16, следует учитывать, что сумма государственной пошлины, подлежащей уплате по имущественным спорам, не зависит от уровня судебной инстанции и субъектного состава спора, но определяется исключительно суммой исковых требований. При этом государственная пошлина определяется общей ценой иска. В соответствии с частями пятой и шестой ст.128 ХПК в цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени) и проценты; цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

При наличии нескольких требований нужно учитывать положения части первой ст.165 ХПК, в соответствии с которой истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.

Согласно части второй п.2 ст.10 ГК до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором.

Кроме перечисленных в п.1 приложения 16 категорий споров исковые заявления, основанные на споре по размеру задолженности, также подлежат оплате пошлиной как требования имущественного характера согласно п.1 приложения 16.

Поскольку подп.1.4 п.1 приложения 16 предусмотрено, что при сумме взыскания, превышающей 10 000 базовых величин (далее — БВ), государственная пошлина подлежит уплате в размере 1 % от цены иска, но не менее суммы, установленной в подп.1.3 п.1 этого же приложения, в ряде случаев пошлина от суммы, подпадающей под подп.1.4 п.1, подлежит уплате согласно подп.1.3 п.1. Данное обстоятельство предопределяет характерную ошибку субъектов при обращении в хозяйственные суды.

После вступления в силу Закона № 241-З аналогичное соотношение имеет место и применительно к подп.1.1 и 1.2 п.1 приложения 16.

8. В отличие от п.1 приложения 16 п.2 предусматривает уплату государственной пошлины как в зависимости от субъектного состава, так и от уровня судебной инстанции. Вместе с тем индивидуальные предприниматели и граждане уплачивают 5 БВ по каждому требованию (акту) на основе подп.2.2 п.2 приложения 16 вне зависимости от уровня судебной инстанции.

Кроме перечисленных в п.2 категорий споров государственная пошлина уплачивается по ставкам, предусмотренным данным пунктом, на основании ст.254 Особенной части НК также и при подаче искового заявления о компенсации морального вреда, жалоб на судебные постановления по таким делам, при подаче искового заявления об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) в случае, если вопрос об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) не связан с истребованием имущества, а также с признанием (установлением) права собственности на него.

При подаче искового заявления, в котором объединены связанные между собой требования о признании права собственности на имущество и об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

9. При подаче искового заявления, содержащего требования о признании сделки недействительной (установлении факта ничтожности сделки) (п.3 приложения 16) и применении последствий ее недействительности, в соответствии со ст.254 Особенной части НК государственная пошлина уплачивается отдельно за каждое требование. При этом за требование о применении последствий недействительности (ничтожности) сделки уплачивается государственная пошлина в зависимости от характера последствий, о применении которых указано в исковом заявлении.

Таким образом, требование о применении последствий недействительности сделки предполагает уплату государственной пошлины и в соответствии с п.1 приложения 16.

10. В п.4 приложения 16 предусмотрены ставки государственной пошлины за подачу заявлений о возбуждении приказного производства в зависимости от суммы взыскания.

В соответствии с подп.7.3 п.7 постановления № 8 в случае, когда предусмотрено освобождение от уплаты пошлины для истцов, они не уплачивают пошлину также при подаче заявлений о возбуждении приказного производства и по результатам их рассмотрения.

Вместе с тем если взыскатель освобожден от государственной пошлины, с должника, не освобожденного от государственной пошлины по делам (по судебным делам), подлежит взысканию в бюджет государственная пошлина по ставке исходя из суммы, на которую вынесено определение о судебном приказе.

Согласно п.9 постановления № 8 при вынесении хозяйственным судом определения о судебном приказе в отношении не исполненной должником части требования и об отказе в выдаче определения о судебном приказе в исполненной должником части требования (как до подачи заявления о возбуждении приказного производства, так и после подачи такого заявления) уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит. В этом случае с должника взыскиваются расходы по уплате государственной пошлины:

- в полном объеме, если обязательство частично исполнено после обращения взыскателя в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении приказного производства;

- по ставке исходя из суммы, на которую вынесено определение о судебном приказе, если обязательство исполнено частично до обращения взыскателя в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении приказного производства.

11. При применении п.5 приложения 16 (подача апелляционных, кассационных жалоб, а также жалоб о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора) важно учитывать, что данный пункт содержит ставки, выраженные в процентном отношении к ставкам государственной пошлины за рассмотрение дела по первой инстанции. Они применяются при обжаловании как по имущественным, так и по неимущественным искам.

Апелляционные, кассационные и жалобы в порядке надзора подлежат оплате пошлиной по предусмотренным п.5 приложения 16 ставкам, в т.ч. и в случае подачи только на мотивировочную часть судебного постановления.

При подаче апелляционной, кассационной или жалобы в порядке надзора на решение хозяйственного суда, принятое по первоначальному и встречному иску, пошлина уплачивается в зависимости от того, в каком объеме обжалуется решение (в полном объеме, в части первоначального или в части встречного требования).

В соответствии с подп.6.4 п.6 постановления № 8 за рассмотрение апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора:

- подаваемых юридическими лицами на судебные постановления хозяйственных судов по исковому заявлению (заявлению) индивидуального предпринимателя или гражданина, уплатившего государственную пошлину по ставке подп.2.2 п.2 приложения 16, государственная пошлина уплачивается по ставке п.5 приложения 16 исходя из ставки подп.2.2 п.2 приложения 16;

- подаваемых индивидуальным предпринимателем или гражданином на судебные постановления хозяйственных судов по исковому заявлению (заявлению) юридического лица, уплатившего государственную пошлину по ставке подп.2.1 п.2 приложения 16, государственная пошлина уплачивается по ставкам п.5 приложения 16 исходя из ставок подп.2.1 п.2 приложения 16 с учетом подсудности.

12. Пунктом 6 приложения 16 регламентированы ставки государственной пошлины за подачу жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

В соответствии со ст.254 Особенной части НК при обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях о наложении основного и дополнительного административных взысканий государственная пошлина исчисляется по ставке, установленной для основного взыскания.

Так, в наиболее распространенной ситуации, когда выносится постановление по делу об административном правонарушении, предусматривающее как наложение штрафа, так и конфискацию, государственная пошлина уплачивается только исходя из суммы штрафа, поскольку согласно п.3 ст.6.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях конфискация применяется в качестве дополнительного административного взыскания. Однако если обжалуется только конфискация, государственная пошлина подлежит уплате исходя из ставки, предусмотренной подп.6.2 п.6 приложения 16 как «иное» взыскание (абзац 2 подп.6.5 п.6 постановления № 8).

13. Пунктом 7 приложения 16 установлена ставка государственной пошлины за выдачу дубликатов, копий постановлений хозяйственного суда, а также копий других документов, находящихся в деле, выдаваемых за каждую изготовленную судом страницу по письменной просьбе сторон и других участников процесса.

Исходя из практики применения налогового законодательства следует учитывать, что в случае самостоятельного изготовления лицом копий с помощью технических средств, таких, как фотоаппарат, фотокамера и т.д., государственная пошлина не взимается.

14. При применении пп.8-13 приложения 16 в соответствии с подп.5.4 п.5 постановления № 8 в тех случаях, когда размер пошлины установлен в базовых величинах либо зависит от курса иностранной валюты, размер пошлины уплачивается исходя из базовой величины либо курса иностранной валюты, установленных на день поступления искового и иного заявлений, жалобы, ходатайства в хозяйственный суд, а при их отправлении через отделение почтовой связи — на день их отправления через отделение почтовой связи.

Государственная пошлина не доплачивается в случае изменения размера базовой величины либо курса иностранной валюты во время рассмотрения искового заявления, иного заявления, жалобы.

При уплате государственной пошлины по основаниям, предусмотренным п.13 приложения 16, присутствует правовая возможность взыскания расходов по уплате государственной пошлины с должника, поскольку производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений является отдельным видом производства в хозяйственном суде первой инстанции.

Согласно ст.217 ХПК хозяйственные суды рассматривают по первой инстанции дела отдельных видов производств по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных соответствующими главами ХПК и иными законодательными актами.

Таким образом, в случае вынесения определения о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения хозяйственный суд разрешает вопрос о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в порядке, предусмотренном частью первой ст.133 ХПК.

15. Закон № 241-З дополнил приложение 16 новым основанием уплаты государственной пошлины: за предоставление сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников — 3 БВ за сведения о каждом должнике.

В.А. АБРАМОВИЧ, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, кандидат юридических наук

Об авторе

Владимир Абрамович Адвокат в Минске Абрамович Владимир Александрович. Юридическая помощь: корректировка таможенной стоимости. Защита прав и представление интересов в экономических судах Беларуси. Признание и приведение в исполнение постановлений судов иностранных государств на территории Республики Беларусь.


Обратите внимание также на следующие статьи:

Rating All.BY