Наша цель - защита ваших интересов эффективно и законными методами Представление интересов в экономических судах Беларуси Работа с клиентами со всего мира

Комментарий к статье 127 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. Уплата государственной пошлины

Ставки государственной пошлины с исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств, подаваемых в хозяйственные суды, а также за выдачу хозяйственными судами копий документов, порядок уплаты, взыскания, возврата государственной пошлины устанавливаются законодательными актами.

Как следует из п.1 постановления Пленума ВХС РБ от 27.05.2011 № 8 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства о государственной пошлине» (далее — постановление № 8), порядок и сроки уплаты, особенности исчисления и возврата из бюджета государственной пошлины, льготы по государственной пошлине, распределение государственной пошлины регулируются, в частности, Налоговым кодексом РБ (далее — НК), Бюджетным кодексом РБ, Хозяйственным процессуальным кодексом РБ (далее — ХПК), Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, нормативными правовыми актами Министерства финансов РБ, Министерства по налогам и сборам РБ, Соглашением о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24.12.1993 (далее — Соглашение).

В частности, сроки и порядок уплаты государственной пошлины предусмотрены ст.251 НК. При этом иностранные лица из государств — участников Содружества Независимых Государств, подписавших и ратифицировавших протоколы к Соглашению, уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, установленных Соглашением (в редакции соответствующего Протокола).

Особенности исчисления и уплаты государственной пошлины определены ст.254 НК при подаче исковых заявлений:

- содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера;

- одним истцом к нескольким ответчикам;

- совместно несколькими истцами к одному или нескольким ответчикам;

- о компенсации морального вреда;

- об освобождении имущества от ареста;

- в которых объединены связанные между собой требования о признании права собственности на имущество и об освобождении имущества от ареста;

- содержащих требования о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности;

- к нескольким ответчикам одним или несколькими истцами;

а также при:

- предъявлении встречного искового заявления;

- объединении хозяйственным судом в одно производство нескольких однородных требований;

- вступлении третьих лиц;

- замене по судебному постановлению выбывшей стороны ее правопреемником;

- выделении судом одного или нескольких из соединенных исковых требований;

- объединении судом нескольких однородных дел в одно дело либо выделении одного или нескольких соединенных требований в отдельное дело;

- повторном предъявлении исковых заявлений, иных заявлений, жалоб, ходатайств, которые ранее были оставлены без рассмотрения;

- обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях.

Применительно к последнему следует добавить, что при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении только в части конфискации государственная пошлина подлежит уплате по ставке, предусмотренной подп.6.2 п.6 приложения 16 к НК.

Кроме того, постановлением № 8 разъяснены особенности уплаты государственной пошлины при:

- ее уплате лицом, не в отношении которого будет совершаться юридически значимое действие в виде рассмотрения его искового заявления (заявления, жалобы) в судебном порядке (п.3 постановления № 8);

- подаче жалоб (подп.5.5 п.5 постановления № 8);

- повторном обращении (подп.5.8 п.5 постановления № 8) и т.д.

За рассмотрение хозяйственными судами исковых заявлений при наличии согласованного сторонами ходатайства о проведении примирительной процедуры применяются ставки государственной пошлины в размере 50 % от установленной ставки (п.7 ст.250 НК). При продолжении производства по делу в случае недостижения примирения по всем или отдельным требованиям государственная пошлина уплачивается истцом в установленном размере исходя из суммы заявленных требований, подлежащих рассмотрению в хозяйственном суде с учетом ранее уплаченной суммы государственной пошлины.

Льготы по уплате государственной пошлины установлены ст.257 НК.

Следует обратить внимание, что ст.257 НК также предусмотрено освобождение от ее уплаты как при подаче исковых заявлений (заявлений), жалоб, так и по судебным делам в целом.

Если лицо освобождено от уплаты государственной пошлины по судебным делам в целом, то оно не уплачивает в бюджет государственную пошлину как при подаче исковых заявлений, иных заявлений, жалоб и ходатайств, так и в случае, когда обязанность по уплате государственной пошлины в республиканский бюджет возникает по результатам рассмотрения дела (подп.7.2 п.7 постановления № 8).

В случае когда предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины для истцов, они не уплачивают государственную пошлину также при подаче заявлений о возбуждении приказного производства (подп.7.3 п.7 постановления № 8).

Однако необходимо учитывать, что освобождение стороны от уплаты государственной пошлины не освобождает ее от обязанности возместить другой стороне, в пользу которой состоялось решение, понесенные ею расходы по государственной пошлине, за исключением случая, когда уплаченная государственная пошлина возвращается заявителю из средств соответствующего бюджета полностью или пропорционально части удовлетворенных требований на основании п.5 ст.259 НК (подп.10.15 п.10 постановления № 8).

Вопросы возврата государственной пошлины регулируются ст.259 НК. В ситуации, если государственная пошлина была уплачена, но исковое заявление, заявление, жалоба в хозяйственный суд не поданы или они были хозяйственным судом возвращены, а также по судебным постановлениям, предусматривающим полный или частичный возврат государственной пошлины, ее возврат производится на основании справки, выданной хозяйственным судом.

При этом выдача справки на возврат государственной пошлины по исковым заявлениям, иным заявлениям, ходатайствам или жалобам, оплаченным государственной пошлиной, но не поступившим в хозяйственный суд, производится хозяйственным судом на основании заявления плательщика с приложением документа, подтверждающего ее уплату.

В справке на возврат государственной пошлины должны быть указаны: наименование лица, уплатившего государственную пошлину; наименование документа, по которому уплачена государственная пошлина, его номер и дата; размер суммы, подлежащей возврату; основание для возврата; ссылка на законодательство.

Если на основании справки, выданной хозяйственным судом, государственная пошлина возвращена из бюджета, при повторном обращении с иском, заявлением либо жалобой государственная пошлина уплачивается вновь на общих основаниях.

В случае утраты справки на возврат государственной пошлины хозяйственным судом может быть выдан дубликат. Дубликат справки выдается на основании письменного заявления.

В целях устранения возможности повторного возврата государственной пошлины дубликат справки должен содержать указание на то, что он является именно дубликатом, а также сведения, идентичные сведениям, содержавшимся на утраченной справке.

Вопросы распределения судебных расходов регулируются ст.133 ХПК. Исходя из подп.10.1 п.1 постановления № 8, если при обращении в суд сторона была освобождена от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в республиканский бюджет, определяется исходя из размера базовой величины и по ставке, действующей на день вынесения судебного постановления, поскольку обязательство по ее уплате возникло только по результатам рассмотрения дела.

При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличением цены иска.

В случае изменения ставки государственной пошлины и (или) размера базовой величины во время рассмотрения искового заявления, заявления, жалобы, ходатайства доплата государственной пошлины не производится (часть третья п.2 ст.251 НК). При увеличении размера исковых требований осуществляется доплата государственной пошлины в соответствии с увеличением цены иска по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день подачи искового заявления.

К заявлению об увеличении размера исковых требований прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежного поручения, экземпляром платежного поручения, составленным на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежного поручения, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя (часть вторая п.4 ст.251 НК).

При уменьшении цены иска уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату.

При этом следует учитывать, что при уточнении цены иска хозяйственным судом, с которого была уплачена государственная пошлина, в сторону уменьшения государственная пошлина подлежит возврату из бюджета на основании подп.1.7 п.1 ст.259 НК. Разница в уменьшении и уточнении требований, как правило, заключается в том, что последнее происходит на основе расчетной ошибки, в то время как первое предполагает фактическое снижение размера требований.

В.А. АБРАМОВИЧ, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, кандидат юридических наук

Об авторе

Владимир Абрамович Адвокат в Минске Абрамович Владимир Александрович. Юридическая помощь: корректировка таможенной стоимости. Защита прав и представление интересов в экономических судах Беларуси. Признание и приведение в исполнение постановлений судов иностранных государств на территории Республики Беларусь.


Обратите внимание также на следующие статьи:

Rating All.BY